В реальную жизнь человека игра входит по разным поводам и в разные моменты его биографии. Играют дети всех народов, во все исторические эпохи. «Сценарии» многих детских игр! устойчивы, как явления фольклорного искусства. Эти игры не выходят из репертуара столетиями и лишь адаптируются к изменениям условий реальной жизни и к национальным особенностям. Испокон веков дети играют в «дочки-матери» и «прятки», американские дети играют в «индейцев», русские — в «казаков-разбойников». Но жизнь расширяет репертуар. Дети подхватывают в своих играх события взрослого мира. В 30-е годы советские ребята играли в «челюскинцев», в «Чапаева», в «Испанию»; в 40-е годы они играли в войну с фашистами, в партизаны; в 60-х годах началась эпоха игр в космонавтов и т. д. Почему дети так любят играть? Разве нет других интересных дел? Почему бы не ограничиться такими занятиями, как чтение, посещение зрелищ (балаганов, цирка, театра, кино), наконец сидение у телевизора или компьютера? Почему так привлекательны спортивные игры? Выходя из детства, люди с играми, как правило, не расста-кмси. Конечно, взрослых, играющих с куклой, встретишь редко. Взрослых интересуют, прежде всего, салонные и спортивные игры. И фа может символизировать возрастную или социальную группу. Про домино говорят: игра пенсионеров; в преферанс (есть такая карточная игра, требующая опыта и умения логически мыслить) играют преимущественно в домах отдыха, на пляжах, во время длительных железнодорожных путешествий; теннис считается престижной игрой: надо обладать дефицитным местом на теннисной площадке. Приверженцы шахмат получают авансом репутацию людей серьезных и интеллектуальных. Любители играть в очко, напротив, вызывают настороженность. Для того чтобы участвовать в любой игре, требуется, как правило, умение. Люди, достигшие высот в той или иной игре, пользуются признанием окружающих, восполняющим подчас неуспех в реальной сфере. Игры как зрелища породили особую категорию зрителей — болельщиков. В наши дни болельщиком быть модно. Мода эта охватила практически все страны мира и все слои общества. Болельщики свое главное (или единственное) удовольствие от спортивных игр получают не от самостоятельного участия в игре, а от переживаний, связанных с ее перипетиями и результатами. Итак, игра наполняет жизнь каждого человека, в какую бы эпоху и в какой бы стране он ни жил. Игра-развлечение, игра-увлечение… Но бывает еще и так… Игра профессия Для многих взрослых людей игра становится профессией. Человеческая цивилизация знает профессиональных футболистов и хоккеистов, тренеров спортивных команд, спортивных комментаторов и журналистов. Азартные игры породили профессиональных карточных шулеров, профессию крупье в игорном доме, маркера в бильярдной. Своеобразной игрой занимаются актеры театра и кино, а также работники, ответственные за сложное техническое обеспечение театрального и киноискусства. Есть специалисты по военным играм. Есть еще область, в которой взрослые соприкасаются с играми как с объектом профессиональной деятельности,— это наука. В первую очередь это гуманитарные науки: философия, история, социология, педагогика, психология. Зачем же все-таки играть? Педагогические возможности и технология игровых методик Игра — особый вид педагогической деятельности. Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем предрасположенность и потребность в игре, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра — деятельность, предписанная самой природой развития человека. Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличие от «работать», не трудно. В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное — поле для свободного проявления индивидуального «Я». В-пятых, игра — самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра — общение равных. Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя её ролью чрезвычайной: — игра — фактор развития подростка; — игра — способ приобщения его к миру культуры; — игра — щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям; — игра — ознакомление с широким спектром видов человеческой деятельности; — игра — мягкое корректирование воспитанности, незаметное вовлечение в ценностную палитру новых для него отношений; — игра — деликатное диагностирование социального развития; — игра — профессионально изящная форма социально-психологического тренинга; — игра — способ педагогической помощи подростку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности; — игра — один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни; — игра — простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе. В процессе работы с детьми педагог всегда констатирует духовное восхождение детей на философические проблемы жизни человека. Организация такого рода игр есть не что иное, как введение детей и подростков в проживание социально-духовных отношений к объектам жизни. На первый взгляд, игровые проекты и методики просты и общедоступны. Они не предъявляют, казалось бы, к руководителю детской группы высоких квалификационных требований, не нуждаются в научной подготовке ведущего, не зависят от качества помещений, абсолютно свободны от финансового состояния школьного воспитания. Однако простота их иллюзорная. Строгая надобность в профессиональной тонкости работы педагога вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры: с одной стороны, в игре человек свободен и волен поступать, как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра предоставляет шанс детям проживать такое ценностное отношение, которого не предоставила им повседневная конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован. Поэтому педагог первоочередное внимание направляет на создание в группе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия. Создание положительного психологического климата на игровом поле слагается из приветствия, определения цели и раскрытия программы занятий, выявления мотива предстоящей работы, а также предположения веера личностного смысла каждого участника игры, из обмена сообщений о самочувствии всех участников и первых знаков доброжелательности и дружелюбия по отношению друг к другу. На этом этапе педагог психологически открывает и подготавливает каждого участника для взаимодействия и общения. Способы такой подготовки следующие: — обращение к детям, подчёркивающее уважительность педагога в адрес всех членов группы (друзья, мои дорогие, уважаемые мыслители и т. д.); — проявление заботы об обустройстве всех детей для предстоящей духовной работы (Всем ли удобно? Все ли хорошо расположились?); — персональный вопрос, направляемый поочередно каждому участнику занятий (Как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме занятий?); — педагогическая мизансцена занятий, располагающая к общению и принятию каждого участника занятий как ценность (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение); — предварительный вопрос, направляющий внимание участников игры на какую-то проблему жизни — ту самую, что будет затронута в игровой коллизии. Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей: необходимо наделить их важной ролью арбитра; следя за разворачиванием сюжета, арбитр делает выводы, даёт оценку ходу событий, выявляет идею происшедшего, то есть ценностного отношения, но ни в коем случае не производит персональных оценок в адрес играющих — арбитр выступает сторонним наблюдателем ситуации жизни и высказывает свои впечатления от увиденного. Педагогическая импровизация придает игре остроту и повышает интерес к содержанию игры всех участников и наблюдателей игры. Чтобы импровизировать, педагог вынужден быть предельно внимательным к лексике, мимике, пластике, интонациям играющих. Это позволяет педагогу вести ход игры, но не тем, что он навязывает свою волю и руководит развитием сюжета, а тем, что направляет внимание всех на отношенческую сущность происходящего на игровой сцене. Педагог в качестве ведущего должен хорошо продумать своё расположение относительно группы играющих: с одной стороны, надо уметь находиться среди наблюдателей, предоставляя свободное поле игрокам, но, с другой стороны, ведущему приходится мягко корректировать ход игры, поэтому он должен находиться где-то рядом с играющей группой. Проект в воспитательном процессе Учитель или классный руководитель в профессиональном плане заняты педагогической деятельностью. Исторически известны разные типы культуры организации деятельности. Современным же является проектно-технологи-ческий тип, который разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Проект (дословно -брошенный вперед) имеет на сегодняшний день два приемлемых определения: проект как модель некоторой системы и проект как целенаправленное изменение некоторой системы. Мы попытаемся использовать второе определение, хотя и с некоторой коррекцией. Игровой проект состоит из двух самодостаточных на первый взгляд педагогических феноменов: игры и проекта. Однако толкование каждого из них в педагогической литературе различное и имеет свои оттенки и нюансы. Игровой проект — это проект, при выполнении которого ученики вовлекаются в игровую деятельность, принимая на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта. Если об игре, игровых методиках организации воспитательного процесса со школьниками было сказано немало, то использованию проектов и сопровождающей их проектной деятельности уделяется мало внимания в школьной практике. Вместе с тем проектная деятельность, как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях в работе с учащимися любого возраста за счет проектной сущности игровой деятельности. При этом на каждом возрастном этапе проектирование несет в себе разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности каждого участника. Творческий игровой проект — это проект, направленный на развитие творческих способностей учеников. Результаты работы над ним представляются в виде творческих отчетов, видеофильмов, газет, драматизации, экспедиций, праздников и т. д. Проектная деятельность, которая сопровождает осуществление любого проекта, предполагает соблюдение определенных правил: • В команде все члены равны. Каждый может стать лидером, убедить в каких-то вопросах членов команды силой логики и одновременно каждый умеет подчиниться мнению большинства. • Команды, работающие над созданием проекта, не являются соперниками. • Каждый член команды вносит посильный вклад в разработку проекта. • Ответственность за полученный результат несут все члены команды. • Каждый ученик получает удовольствие от чувства уверенности в себе. Таким образом, проектная деятельность создает все необходимые условия для саморазвития ученика как субъекта познания и воспитания. Использование игровых проектов, игр и тренинговых занятий делает новый поворот в подходе к воспитательной работе в школе. Игровые проекты интересны и учителям, и школьникам, ибо они больше, чем какой-либо вид воспитательной работы, побуждают к творческому поиску игровых решений, азарту и соревновательности. При новой гуманистической парадигме образования и воспитания изменяется позиция учителя и классного руководителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной и воспитательной деятельности учеников. Изменяется и психологический климат в классе. Чтобы достичь подлинного успеха, педагог, согласно К. Роджерсу, уверен в значении свободы, является для учеников не «учителем», а «фасилитатором» — стимулирующим их развитие. Он выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной и воспитывающей деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Он: • Принимает все идеи учеников. • Позитивно подкрепляет все ответы учеников. • Максимально адаптируется к высказываниям и действиям учащихся. • Создает климат взаимного доверия. • Обеспечивает независимость в выборе и принятии решений. Таким образом, можно констатировать, что проектная деятельность отвечает всем этим требованиям и с успехом используется во всех прогрессивных образовательных системах. Наша задача представить в книге фрагменты воспитательной системы школы и отдельного класса в логике игровых проектов, как завершенных циклов воспитывающей деятельности школьников. |