Школьный мир ИНФО

Секреты оформления стенгазеты
     Макет
     Содержание газеты и ее оформление — вещи неразделимые. Более того, они не только дополняют и обогащают друг друга, но и находятся в прямой зависимости.
     Никакие ухищрения художника украсить газету, бедную по содержанию, не спасут положения. Так же как многие интересные задумки и важные материалы могут оказаться незамеченными из-за плохого оформления. Если заметка, статья, репортаж плохо поданы, если важный, нужный, острый материал не выделен, не бросается в глаза — читатель может его не заметить.
     Название стенной газеты, заголовки статей и заметок, рамочки, заставки и концовки, фотографии, карикатуры и рисунки — все это зрительный ряд, который определяет так называемую знаковую систему газеты. С помощью этой знаковой системы мы еще до прочтения видим расположение материала в стенгазете, можем безошибочно определить, где место серьезных заметок, где юмор. Зрительный ряд подсказывает нам последовательность прочтения.
     Мы с вами уже говорили о том, что редколлегия должна работать по плану. Прежде чем вы начнете выпускать свою газету, обязательно составьте и графический план предстоящего номера, нарисуйте его макет.
     Когда портниха приступает к работе, она, какой бы опытной ни была, обязательно воспользуется выкройкой.
     Вот и вам, чтобы газета была правильно оформлена, чтобы она хорошо смотрелась, надо сделать свою «выкройку».
     Сначала делаем на листе поля. Они не должны быть ни слишком широкими, ни слишком узкими.
     Как правило, поля делают 1,5—2 сантиметра шириной. Для чего нужны поля? Для того, чтобы защитить газету от зрительного воздействия стены, на которой она будет висеть.
     Площадь стены большая, она активно влияет на наше восприятие. Поэтому картины помещают в рамы, фотографии — в паспарту, а у стенной газеты делают поля.
     Затем отводим место названию газеты. Хорошо, если вы выберете для него определенный, постоянный шрифт. Справа и чуть выше названия газеты пишется девиз вашего школьного пресс-центра. Внизу, под названием, указывается, чьим органом является данное издание. Здесь же, чаще всего справа, указываются порядковый номер выпуска и число. Иногда у газеты есть своя постоянная эмблема. В таком случае ее размещают слева от названия газеты. Название газеты не должно сливаться с общим текстом. Здесь необходима пауза в 3—5 сантиметров. А всего под газетную «шапку» отводится, как правило, не больше 1/5 площади всей газеты.
     Как только мы все это проделаем, необходимо будет вернуться к материалам, которыми мы располагаем.
     Давайте еще раз внимательно посмотрим все заметки и попытаемся разложить их на рабочем поле газеты. Сразу становится видно, много их или мало, достаточно ли им места.
     Кстати, о месте. У каждого материала оно свое. Первым делом надо определить, где именно будут расположены центральные, главные выступления, то есть те заметки, которые мы хотим выделить. Площадь, отведенная им в газете, будет зависеть от важности темы и от размера са-
     мих заметок. А обратить внимание читателя на них нам могут помочь и рамки, и яркие, броские заголовки, и цветные подкладки, только цвет надо выбрать такой, чтобы не мешал чтению.
     Но вот с первой задачей мы справились. Что дальше?
     А дальше настала очередь посмотреть, какими материалами представлены наши постоянные рубрики. У этих заметок, хотя они и частые гости на страницах газеты, может и не быть своего постоянного места, зато есть свои опознавательные знаки: эмблемы, заставки, рубрики, может быть, есть даже свой рисованный «герой».
     Ну и наконец, ищем место всем остальным заметкам, не забывая о том, что всю газету надо «заселить» равномерно, чтобы не получилась одна часть газеты забитой, без воздуха, а другая — пустующей, свободной. Помните, что «уравновесить» газету вам помогут рисунки и фотографии.
     Главная цель такой работы — добиться последовательности чтения. Той, которая вами задумана.
     Создание макета — дело творческое. Тут самый широкий простор для полета вашей фантазии. Ни один номер газеты не должен быть похож на предыдущий.
     Когда будете составлять или рисовать макет, не останавливайтесь на первом варианте. Располагая одним и тем же количеством заметок, можно придумать десятки, сотни способов их подачи.
     Легко ли делать макет? Конечно, нет. Но попробовать поучиться этому можно. И нужно. Для этого стоит организовать своеобразные тренировки. Тут понадобится лист белой бумаги и комплект цветной. Из цветной бумаги надо нарезать квадраты и прямоугольники разной величины, которые будут играть роль заметок в газете. Ваша цель: передвигая «заметки» по листу белой бумаги, научиться располагать их гармонично, красиво, сочетая друг с другом. Это поможет вам создавать различные варианты макетов.
     Шрифт, заголовок и рамка
     Зрительное впечатление от газеты всегда двояко. Рассматривая ее издалека, на расстоянии, мы больше обращаем внимание на общий план, на пропорциональность в размещении материала, на цветные пятна, которые создают основные зрительные акценты. Когда же подходим ближе и начинаем читать газету, смотрим, из каких элементов формируется внешний вид газеты. И тут чаще всего обращаем внимание на заголовки. Каким шрифтом они написаны? Красивы ли они? Насколько соответствуют содержанию?
     Шрифтов много. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять в руки два—три журнала и несколько печатных газет. Можно пойти в библиотеку и познакомиться со специальными изданиями по шрифтам. Многие профессиональные художники, работающие в редакциях газет и журналов, «коллекционируют» шрифты. И это очень помогает им в работе. Попробуйте и вы создать свое шрифтовое хозяйство.
     Для этого заведите альбом и наклеивайте в него вырезанные из газет и журналов заголовки. Пройдет немного времени и у вас появится возможность выбора подходящего шрифта. При этом имейте в виду, любой шрифт можно упростить или видоизменить, дополнить. Тогда ваша работа со шрифтом будет не просто копированием, а превратится в творческую.
     Главное требование к заголовку — ясность его прочтения. Все украшения шрифта — орнаментальные, тоновые обрамления, росчерки, засечки — нужно стараться делать таким образом, чтобы они отражали содержание заголовка, а не превращались в украшения ради украшений. Само содержание заголовка помогает выбрать шрифт, которым он будет написан.
     Например, заголовок: «Плыви, «Каравелла»!» может быть написан более декоративно, чем «Только вперед!».
     Существуют три основных способа размещения заголовка по отношению к тексту:
     1) заголовок над текстом. Его можно писать в одну строчку, а можно и в две, и в три. Захотите — напишите заголовок во всю ширину колонки, захотите — разместите его по центру, а понравится — расположите строчки лесенкой;
     2) заголовок внутри текста. Такое расположение заголовка обладает повышенным свойством выделения материала. Соотношение над- и подзаголовочных частей обычно берется 2:3 или 3:5. К утопленному в тексте заголовку хорошо прибегать, во-первых, для создания иллюзии уменьшения крупного материала, а во-вторых, для создания равновесия графических пятен газеты;
     3) заголовок сбоку от текста. Следует учесть, что боковой заголовок лучше выглядит, если он написан по всей высоте заметки и не превышает 1/3 части ширины самого материала. Заголовок, написанный сбоку, привлекает внимание. Но не в каждом макете его можно использовать. Надо следить, чтобы он от заметки не «отлетел». Удобнее боковой заголовок применять тогда, когда материал заключен в рамку.
     Рамочки и линейки в газете — также очень важный оформительский элемент. Используя их в стенной газете, можно решить самые разные задачи.
     С помощью рамок и линеек можно насытить газету цветом. Рамками можно организовать газету графически. Но их неумелое применение может газету и погубить. Если делать их чересчур заметными, витиеватыми, составляя их, например, из крючков и точек, которые и сами не дают цвета, и съедают то пространство, то белое поле, которое само по себе отделяло один материал от другого.
     В каких же случаях лучше всего использовать рамки в стенной газете?
     Во-первых, когда требуется какой-то материал выделить, сделать заметным на полосе. Тут хороши насыщенные цветом рамки.
     Во-вторых, когда требуется объединить ряд заметок, посвященных одной теме, одному вопросу.
     В-третьих, когда мы хотим использовать их в качестве оформительского приема. Тогда, давая ряд повторов одного какого-то вида рамок, мы создаем в газете определенный ритм, добиваемся графической выразительности.
     Рамки, как и заголовки, можно вырезать из газет и журналов и также наклеивать в альбом. Их можно придумать великое множество, используя варианты одной и той же модели. Изменяя ширину, сочетание элементов, составляющих рамку или линеечку, играя цветом, можно добиться различного зрительного воздействия.
     Рамки могут быть замкнутыми и разомкнутыми. «Разорвать» их может рисунок или заголовок.
     А. П. Киселев в книге «От содержания к форме» пишет: «Пропорция, контраст, равновесие, ритм — вот те основы, на которых покоится эстетика газетной графики, искусство творить газетную форму при помощи шрифтов, иллюстраций, линеек, украшений, бумаги и краски».
     Рисунок, карикатура и фотография
     Рисунком, фотографией, карикатурой можно воздействовать на читателя порой не меньше, чем словом, а иногда даже и сильнее. Все зависит от того, насколько умело будут использованы эти жанры в вашей стенной газете.
     Многие юнкоры оправдывают неважное оформление своей стенной газеты отсутствием хорошего художника. Спору нет, юный художник в любой редколлегии желанный соратник. Но для того, чтобы добиться выразительного оформления в стенной газете, необязательно быть прирожденным рисовал ыциком. В это не так просто поверить, однако, это все-таки так. И при минимальных средствах выражения можно добиться большой выразительности. В приложении вы можете посмотреть несколько вариантов оформления газеты, где художник использовал всего два элемента: гвардейскую ленточку и звездочку. А ведь мимо такой газеты не пройдешь!
     Главное, не бояться оформить газету «не так». Вы никогда не делали цветные «подкладки» у заметок? Попробуйте! Давайте посмотрим, как будет выглядеть заметка, если мы дадим ей поля внутри рамочки в ½ сантиметра или увеличим их до 2—3 сантиметров. А что лучше смотрится, одна жирная линейка или две тонкие? Надо попробовать нарисовать их. Тогда легче будет ответить и на этот вопрос.
     Чем чаще юнкоры, оформляя газету, будут говорить себе: «Попробуем!» — тем лучше. Надо пробовать и то и другое. Экспериментировать. Потому что заранее очень трудно сказать, что вот, мол, это — хорошо, а вот это — плохо. На самом деле один и тот же прием в каком-то случае даст желаемый эффект, а в другом нет. Оформление стенной газеты такое же живое дело, как и сама газета. Тут не может быть ничего статичного, раз и навсегда найденного. Надо все время фантазировать, искать новые подачи заметок. И если иллюстрацию к какому-то материалу ваш художник сделать не сможет, не стоит превращать это в катастрофу.
     Во-первых, далеко не каждая статья или заметка требует иллюстрации.
     Во-вторых, вспомним, что зрительный ряд в стенной газете состоит из множества элементов, и отбить линеечку, сделать рамочку, написать заголовок, аккуратно приклеить аппликацию умеют уже многие.
     Кстати, удачно подобранная аппликация всегда выглядит лучше неряшливо выполненного рисунка. Только и чересчур увлекаться этим приемом не следует. Все хорошо в меру. Между тем ребята довольно часто, ссылаясь на трудности, пользуются вырезками из старых газет и журналов.
     Кстати, о карикатурах. Как надоели всем рисунки с ребятами, потонувшими в море неудовлетворительных оценок или скачущими верхом на них! Они кочуют из газеты в газету, не достигая цели.
     Сила карикатуры — в неожиданности, смелости, образности решения и своевременности появления на свет.
     Не менее важен и текст, сопровождающий карикатуру. Хорошо, когда они дополняют друг друга. Вотрисунок. Ученик, как и герой известной пьесы Хлестаков, небрежно развалился в кресле. Передним, разинув рот, — малыши. А подпись гласит: «Сижу это я на уроке, а тут ко мне учителя бегут, и каждый ставит пятерку!»
     Всем нравится выставка «домашнего консервирования» в газете «Перец», на которой представлены и «Драчуны малосольные», и «Бездельники в маринаде», и «Моченые дневники незаполненные». Немного фантазии — и успех!
     Ничто так не украшает номер сатирической газеты, как хорошая карикатура.
     Подсказывать не очень-то хорошо, но в данном случае придется. Ведь существует несколько приемов, с помощью которых художник может добиться цели, а его карикатура будет иметь у читателей успех.
     Например, прием гиперболы. Что такое гипербола, знают все. А что получится, если художник покажет нам, словно в лупу, сильно преувеличенный недостаток?
     Однажды в газете «Цап-царап» появился такой рисунок. Известный всем своими двойками по математике Андрей Матюшин был изображен в роли космонавта. Но что это? Разве так бывает? «Аи, да космонавт! — смеялись ребята. — Да ведь он звезды по пальцам считает!»
     Можно героя карикатуры поставить в необычное положение, которое тоже вызовет смех, хотя сам недостаток, который подвергается критике, вовсе и не смешной. В газете «Шприц» так нарисовали лентяя. Лежит он, как на мягкой постельке, на грядочке, и большой лопух его по голове гладит, а вокруг радостные, веселые сорняки пляшут, да еще и поют: «Спи, наша радость, усни…»
     Не так уж редко можно встретить и прием «от обратного». Тут важно не забыть поставить своего «героя» в конкретные обстоятельства, как это сделали юнкоры «Тучки».
     Они нарисовали Галку Леонидову, которая вечно убегала с уро-ковфизкультуры, на пьедестале почета.
     Увенчана Галка была лавровым венком, а на нем надпись: «Чемпиону в беге на длинные дистанции».
     Только учтите, рисовать все-таки лучше как можно проще. Сложный рисунок требует большой подготовки. Постарайтесь ввести побольше элементов узнавания. Ведь, если вы будете добиваться в карикатуре портретного сходства, рисунок может и не получиться. А если вы нарисуете какую-то деталь, очень характерную для данного персонажа, узнать его будет нетрудно. Такой деталью может быть книга, удочка, тюбетейка, сапоги, ремень. Словом, какой-то предмет, очень характерный, по которому не составит труда определить, кому он принадлежит.
     И очень важно запомнить, чего карикатурист никак не должен делать.
     Во-первых, рисуя карикатуру на товарища, не подмечать его физических недостатков. Во-вторых, надо всегда соблюдать чувство меры, такта. Ведь твой товарищ, как и ты сам, может в чем-то ошибаться, но он не совершает преступления, и цель у художника-карикатуриста не осмеять, а помочь. И, наконец, главное. Надо учиться у знаменитых художников-карикатуристов. Учиться рисовать. Подмечать. Но никогда не вырезайте, не копируйте точно работы больших мастеров.
     Художник-карикатурист тоже юнкор. Он должен быть наблюдательным, принципиальным, деловым. Должен уметь постоять за правду, не побояться выступить с критикой. Он должен быть уверен в том, что критика эта пойдет на пользу не только Пете или Вале, которые изображены на рисунке, но и всем читателям газеты.
     А теперь поговорим о фотографии в стенной газете. Безусловно, снимок украшает газету, разнообразит ее внешний вид. Но снимок еще, и это главное, несет в себе информа-
     цию. Он может заменить целую заметку. Не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
     Вот только что именно мы увидим на снимках? Чем поразим своего читателя?
     Дежурная фраза фотографа: «Внимание, снимаю!» —должна быть выброшена из лексикона фотоюнкора. Главное для него — научиться «ловить» движения души человека: радость, печаль, удивление. Чтобы передать на фотографии красоту и величие больших перемен в нашей жизни, приходится юнкору с фотоаппаратом «попотеть». Надо найти и точку для съемки, и заранее представить, как будет выглядеть тот или иной объект на фотографии, решить прямо на месте, что снимать крупным планом, а что можно представить панорамой.
     Фотография в стенной газете может быть и познавательной. Таковы, например, подборки на темы: «Мой класс», «Мой двор», «Моя улица», «Мой город».
     Особую ценность в стенной газете представляет фоторепортаж. Это очень трудный жанр. Он требует от юнкора немалого мастерства. Конечно, оно придет не сразу. Однако и заметку написать непросто. Редактор и художник тоже должны много узнать и многому научиться, чтобы делать свою стенную газету интересной.
     Сколько же должно быть снимков в газете? Это зависит от ваших возможностей. В обычной стенной газете важно не сколько снимков, а какие они, что на них запечатлено, как они «держат» весь номер. В каждом случае для фотоматериала, состоит ли он из одного—двух снимков или представлен фоторепортажем, надо тщательно подыскать место. Нельзя, чтобы все фотографии были сгруппированы в одной части газеты. Зрительно этот край газеты сразу «перевесит», и другая часть газеты покажется «слепой». Чтобы этого не случилось, снимки должны естественно вписаться в макет.
     Цвет
     Часто юнкоры, занимающиеся оформлением, спрашивают: «Какая газета лучше: та, в которой присутствуют три цвета, или та, где художник использовал десять?»
     Отвечая на такой вопрос, приходится повторить, что все зависит от вашего вкуса и исполнительского мастерства. Можно разукрасить газету вообще одним цветом. Между тем наши глаза способны различить до 150 оттенков в спектре. Но нужно ли нам такое количество при оформлении газеты? Нет. А вот, сколько именно оттенков синего или красного решите вы использовать, зависит от вас самих, от той задачи, которую вы перед собой поставите. Тут уместно вспомнить, что цвет может нести и смысловую, и эмоциональную нагрузку. Например, мы естественно воспринимаем красный цвет в стенной газете как цвет праздничный, радостный, торжественный…
     Точно так же нельзя однозначно сказать, что многоцветье в стенной газете — это плохо, «аляповато». Чем больше красок решил использовать художник, тем труднее он поставил сам себе задачу. В таком случае для того, чтобы добиться естественного сочетания цветов, гармоничного их соединения, нужно хорошо знать свойства различных красок, характер их поведения на различной бумаге и даже их темперамент. Краски могут быть теплыми и холодными по цвету.
     Разные цвета по-разному и выглядят в сочетании друг с другом. Зато всякий цвет в окружении более темных цветов светлеет, а в окружении более светлых — темнеет.
     А знаете ли вы, что можно оформить стенную газету, не имея цветных карандашей, кисточек и плакатных перьев? А известно ли вам, как можно смешивать краски, чтобы получились новые цвета? А умеете ли вы делать шаблоны для оформления стенной газеты и насколько успешно используете их? А кто может ответить, что такое гармония родственных и контрастных цветов?
     Найти ответ на эти и многие другие вопросы, которые могут возникнуть в процессе оформления газеты, можно в специальных книгах, пособиях, журналах. Каждый юный художник, даже если он занимается в изокружке, должен приучить себД работать в библиотеке.
     {Онкор должен многое знать и многое уметь. И наче его творческая фантазия не будет иметь своей питательной среды.
     }Оному художнику необходимо воспитывать свой художественный вкус, посещая выставки художников-профессионалов, фотомастеров. Надо постоянно учиться у профессионалов и развивать свою наблюдательность, чтобы не бояться нового, чтобы самому быть смелым экспериментатором, чтобы отношение к оформлению своей газеты могло стать творческим.
     Газета тоже дышит
     Бывает так, что в одном номере газеты нужно об очень многом рассказать. Как ни верти, ни крути, а все они важны.
     Вывешивают такую газету. А читатель в недоумении. Оказывается, чтобы вместить все заметки в газету, художник не оставил между ними никаких просветов, полей. Да и края газеты все заняты текстом.
     Про такую газету говорят, что она «задохнулась», нет в ней «воздуха» — белых пятен и полей. Та яркость и радостное настроение, которые были, пока газета лежала на столе, сразу исчезли, когда ее повесили на стену.
     На газету, так же как и на картину, и на фотографию, влияет стена, на которой она висит. Площадь стены большая, и цвет ее может «убить» газету. Газета потускнеет, потеряет свой цвет.
     Поэтому на картинах делают рамку, на фотографиях -паспарту. Делают поля, которые предохраняют произведение от зрительного воздействия окружающей среды.
     Так и газета должна защищать себя белыми полями и пятнами. Белый цвет в газете — это её воздух.
     Белое помогает всем цветам газеты лучше смотреться, а заметкам лучше читаться.
     Запомните, что белое — это не просто пустота, белое — это цвет, и этим надо умело пользоваться.
 
< Пред.   След. >