Школьный мир ИНФО

Самый краткий курс журналистики
     Все периодические издания (кроме электронных версий) печатаются на бумаге. Бумага, естественно, бывает разного размера или формата. Чаще всего для школьной печати используются форматы А-4 (стандартный лист писчей бумаги) и А-3 (лист в два раза больше).
     Тексты, которые публикуются в газетах и журналах (любого формата), различаются не только по количеству букв и плотности мыслей на 1 см2, но и по жанрам.
     Вам придется столкнуться с такими жанрами как:
     • информация (короткое сообщение о событии, отвечающее, как минимум, на 3 вопроса: что, где когда);
     • репортаж (то же, что и обычная информация, но написанная очевидцем события, а потому в несколько раз длиннее; может дополняться фотографиями);
     • зарисовка (маленький рассказ о человеке, группе, классе);
     • очерк (большой рассказ о человек, группе, классе);
     • статья (известный журналист А. Аграновский сказал однажды: «Мужское дело — статья». Скорее всего, он имел в виду, что этот жанр требует не только описания фактов, но и умения анализировать эти факты, делать выводы, находить варианты решения поднятых в статье проблем);
     • интервью (вопрос — ответ);
     • фельетон (смешной рассказ о человеке, группе, классе, в котором автор бичует недостатки, выкорчевывает безобразия и клеймит пороки, демонстрируя якобы присущее ему (автору) чувство сатиры и юмора.
     Есть еще литературные жанры (рассказ, новелла, повесть, пьеса, роман, эссе…), но о них вы уже слышали на уроках литературы.
     Конечно, все эти жанры дробятся на поджанры. Очерк, скажем, — на путевой, очерк нравов, судебный… Интервью — на интервью-беседу, интервью-монолог… Кроме того, в очерк может «влезть» интервью или репортажный кусок… Если вы всерьез решите заниматься журналистикой, то все это вам придется постигать. Но пока усвойте главное: хорошее издание — издание разножанровое и, планируя очередной номер, вам необходимо это учитывать.
     Какие еще термины требуют расшифровки?
     • Полоса — одна страница газеты или журнала.
     • Оригинал — авторский текст.
     • Верстка — «расстановка» текста и иллюстраций на полосе в соответствии с макетом полосы.
     • Макет — схема, глядя на которую понятно, где и как располагается текст, иллюстрации, заголовки, рубрики, текстовки к иллюстрациям, линейки, рамки.
     • Оригинал-макет — чистовая распечатка сверстанных полос; фактически журнал или газета в одном экземпляре. Почти конечная цель редактора. «Почти» — потому что конечная цель все-таки — удовлетворение не редакторского тщеславия, а читательского интереса, что предполагает тираж несколько больший, чем один экземпляр.
     Пока, пожалуй, хватит. Остальное, если понадобится, объясним дополнительно, по ходу дела.
     2. С чего начать?
     Есть несколько сценариев начала. Можно сесть за стол, положить перед собой чистый лист бумаги и тупо уставиться в него глазами. Можно сесть за стол и так же целенаправленно устремить взор в потолок. Эти мозговые штурмы завершаются тем, что рано или поздно на листе появится скучное слово «план».
     Сначала это будет очень приблизительный план. Например, такой: 1) школьная жизнь; 2) всякое творчество.
     Дальше — больше.
     «Школьная жизнь» у вас расползется на: а) проблемы; б) события; в) учителей; г) учеников.
     Затем все это начинает дробиться на: а) юбилеи; б) поездки и походы; в) олимпиады и конкурсы; г) взаимоотношения учеников и учителей; д) двоечников; г) отличников, ж) середнячков…
     А «всякое творчество» тоже начнет делиться на: а) стихи; б) прозу; в) фото; г) рецензии; д) сочинения на вольную тему; е) рисунки…
     И теперь самое время решить: каким будет объем вашей газеты или журнала (формат и количество страниц). Возможно, потом, когда материалы будут собраны, вы этот объем увеличите или уменьшите на 1—2 страницы (если, конечно, ваша газета печатается не в типографии, а верстается на школьном или «знакомом» компьютере и тиражируется на ксероксе или принтере).
     Скажем, вы решили, что у вас будет газета из 16 полос формата А4.
     Теперь уже можно сделать так называемую «приброску по полосам».
     Вот теперь, пожалуй, нужно сделать самое главное — из абстрактных надписей на страницах составить тематический план номера.
     Первую страницу пока не трогаем. Начнем со второй и третьей, на которых мы так опрометчиво написали «Проблема».
     Тут есть два правила: 1) проблема не должна быть высосана из пальца; 2) проблема не должна быть взята с потолка. Лучше всего предварительно провести мини-опрос читателей: «Какие проблемы вы считаете необходимо обсудить в нашем издании?»
     Допустим, наибольший рейтинг (используем модное словечко) получили проблемы:
     — Взаимоотношения полов.
     — Почему учителя меня не любят?
     — Есть ли жизнь на Марсе?
     — Нужны ли экзамены?
     — Отличник — мозги или гибкий позвоночник?
     — Нужны ли в школе отметки?
     — До каких пор нас в школьной столовой будут кормить подметками вместо бифштексов?
     — Где взять карманные деньги?
     — Отцы и дети.
     В принципе, все эти проблемы (за исключением, пожалуй, «марсианской») имеют «право на жизнь». Но надо остановиться на какой-нибудь одной — вероятнее всего, на той, которая упоминалась в ответах чаще других. Допустим, вы выбрали «Нужны ли в школе отметки?».
     Итак, с первым разворотом определились. Идем дальше.
     На стр. 4—5 у нас, если помните, написано: «2 интервью на одну тему» и «Подборка информации». С информацией понятно — это короткие сообщения о происходящих в школе событиях. Ас интервью посложнее — нужна тема. Тут можно пойти на хитрость: посмотреть, что у нас осталось из проблем и приспособить одну из них в качестве темы для интервью. Вот, например, эту: «До каких пор нас будут плохо кормить в столовой?».
     Стр. 6, 7, 8: «Отличники, двоечники, середняки». Опять-таки нужно придумать темы. Что ж, думать — основное занятие редактора.
     Разумеется, с отличником проще всего, можно написать о нем что-то вроде очерка, можно попросить его поделиться опытом, можно задать ему пару каверзных вопросов типа: «Почему все отличники такие скучные?» И т. д. и т. п.
     С двоечником тоже не очень сложно — пусть, например, попробует спрогнозировать свое будущее (лет на десять вперед). А вот из середняков — «серой массы» — много не выж-
     мешь. Хотя, почему бы не порассуждать о «серости» в нашей жизни. Чем не тема: «Сегодня на «тройку» учимся, а завтра на «тройку» живем».
     Что там дальше? «Учитель». Тут есть где развернуться — от блиц-опросов типа: «Есть ли у вас любимчики?» до большого интервью: «Каким вы были в 16 лет?».
     Со стихами и прозой понятно: надо собирать. По поводу «развлекаловки» стоит подумать: перепечатывать курьезы из взрослых изданий или попытаться обойтись доморощенным юмором.
     В итоге ваших раздумий получилось примерно вот что:
     Стр. 1. Название. Темы номера. Фото.
     Стр. 2—3. Проблемная статья «Нужнылившколеоценки?».
     Стр. 4—5. «Кушать подано?». На вопросы нашего корреспондента отвечают: 1) шеф-повар школьной столовой, 2) директор школы.
     Информация: а) Итоги олимпиады по… б) Знай наших! в) Все флаги в гости к нам. г) Победители конкурса известны…
     Стр. 6. Зарисовка об отличнике «Отлично, Константин!..».
     Стр. 7. Фельетон «Прогноз погоды на завтра: шторм 2 балла».
     Стр. 8. Беседа с троечником: «Все ли кошки серы?»
     Стр. 9. Интервью с учителем: «Место встречи: 16 лет».
     Стр. 10. Путевой очерк «Стамбул — город контрастов».
     Стр. 11—14. Литературный клуб «Пегас» («Проба пера» — стихи, «Зеленая тетрадь» — проза).
     Стр. 15—16. Развлекаловка — «С миру по нотке» (новости музыкальной жизни), юмор.
     Стр. 16. Выходные данные: гл. редактор, члены редколлегии, фотокорреспондент, художник, дата выхода, тираж. Неплохо бы и адрес для писем в редакцию указать.
     3. Сбор материала.
     Будь вы хоть семидесяти пядей во лбу — один вы газету не сделаете. Или сделаете, но потратите на это столько времени, сил и нервов, что за второй номер возьметесь только под
     страхом смертной казни. Поэтому ищите в помощники хотя бы двух—трех потенциальных мучеников от журналистики. Если они нашлись, то можно распределять задания.
     (Кстати, на наш взгляд, не нужно создавать огромную редколлегию, делить ее на отделы, назначать ответственных за отдельные рубрики. Если редколлегия долгое время будет постоянной, то рано или поздно выяснится, кто на что способен. А поначалу все должно быть общим, иначе вы рискуете из-за разгильдяйства одного человека остаться без нужного материала. Впрочем, как бы ни распределялись обязанности, этого все равно не избежать.)
     Задание должно быть предельно конкретным. Проследите, чтобы ваш сотрудник при вас записал: а) тему материала, который он берется написать; б) жанр, в) фамилию героя или героев (если они известны); г) примерный объем материала (в машинописных страницах — на странице должно быть 29— 30 строк, в строке 58—60 знаков); д) срок сдачи материала (желательно с запасом); е) необходимость (и возможность) иллюстраций — фотографий или рисунков.
     Пока сотрудники творят, вы можете собирать стихи и прозу, а по вечерам вместе с художником думать над принципиальным макетом своего издания.
     4. Макет (принципиальный).
     Любой читатель со стажем без труда отличит страницу «Известий» от страницы «Труда» или «Знамени юности». Спросите его, как ему это удается, и он вряд ли сможет вам вразумительно ответить.
     А ларчик открывается просто — у этих газет разные принципиальные макеты.
     Присмотритесь: в каждом издании есть оформительские элементы, которые повторяются из номера в номер. Название (логотип) — само собой. Во многих газетах на каждой странице повторяется уменьшенное название в сочетании с линейкой или линейками (колонтитул). В одном и том же
     месте располагаются рубрики. Выдерживается одинаковый принцип размещения заголовков, используются одинаковые рамки, линейки, шрифты и т. д.
     Все это говорит о том, что еще дотого, как газета вышла в свет, над ней поработал художник.
     Наэтой странице вы можете видеть несколько вариантов принципиального макета.
     Тут важно понять главное: принципиальный макет — это то, без чего ваше издание будет похоже на сотни других. Поэтому не жалейте на него времени, пересмотрите вместе с художником все газеты и журналы, которые попали под руку, выберите лучшие, на ваш взгляд, варианты и переделайте все по-своему.
     5. Макет художественный.
     Скорее всего, что через 2—3 недели вы получите треть материалов, которые планировались в номер. Тут вас подстерегает очень большая опасность: так как стихов и прозы вы набрали с большим запасом, а кроме того у вас есть речь директора на хозяйственном активе района и заметка из взрослой газеты под названием «Помощь школьников сельским труженикам», в которой упоминается и ваша школа, вы можете решить, что это вполне достойная замена запланированному. И начнете все это запихивать в номер. В итоге у вас получится странный гибрид литературного альманаха с заводской многотиражкой.
     Конечно, план — не догма, что-то можно и поменять, но при этом не должна меняться пропорция информационных, проблемных, познавательных и развлекательных материалов. А иначе зачем же вы корпели над тем планом?
     Но представим невероятное: не прошло и месяца, как все запланированные материалы собрались в папке, на которой написано № 1. Тексты и иллюстрации.
     Вы уже прошлись по страницам рукой мастера, заменили «сейчас» на «теперь», вычеркнули лишнее (конечно, лучший
     вид редакторской правки — сокращение, странно, что авторы этого не понимают), поменяли заголовки, придумали рубрики, написали вводки к статьям и текстовки к фотографиям… Все, можно приступать к художественному макету.
     Работа эта — безусловно, творческая, но, пожалуй, самая нудная из творческих, потому что вы должны расположить материалы на полосе так, чтобы они смотрелись красиво, но при этом влезли целиком, да еще вместе с иллюстрациями, заголовками, рубриками, подзаголовками, подписями и текстовками к снимкам.
     Понять масштабность задачи может лишь тот, кто угробил не один вечер, втискивая десятистраничный очерк с тремя фотографиями на жалкие пол пол осы.
     Но не будем заранее паниковать, может быть, все не так страшно.
     Чтобы не толочь воду в ступе, давайте вместе смакетируем одну полосу. Например, 9-ю, где по нашей «прикидке» должен стоять материал об учителе.
     Мы имеем:
     а) беседу с учителем И. И. Ивановым — 2,5 машинописных страницы текста (удивительно, но напечатаны они именно так, как вы просилив строке 60 знаков, на странице 30 строк). Умножаем 60 знаков на 30 строк и получаем количество знаков на странице — 1800. Запомните эту цифру, она нам очень даже понадобится.
     Теперь узнаем, сколько всего знаков во всем материале. 2,5 стр. х 1800 зн. = 4500 знаков;
     б) две фотографии (Иванов в 16-летнем возрасте, Иванов с учениками сегодня. Одна фотография вертикальная — 9 см х 12см, вторая горизонтальная—12×9).
     Берите в руки карандаш и линейку. Вот наша полоса: На полосу любого формата входит в зависимости от величины шрифта (кегля) и межстрочного расстояния (интерлиньяжа) определенное количество букв (знаков).
     Давайте посмотрим, сколько знаков вмещает полоса формата А4(ширина 210 мм, высота 297 мм). Сразу договоримся, что слева, сверху и справа поле — 20 мм, а снизу— 27 мм.
     Таким образом, наша рабочая площадь получилась 170 мм х 250 мм.
     При наборе 10-м кеглем и интерлиньяже «авто» у нас поместится на полосе около 4300 знаков. А материал, если помните — 4500 знаков.
     Казалось бы, уже плохо, но не забывайте о фотографиях, заголовке, рубрике, текстовках. И все же давайте попробуем прикинуть, как все это разместить на полосе.
     Как видите, оформительские элементы «съели» довольно много места. Как быть? Во-первых, можно уменьшить кегль шрифта всего текста или тех его частей, которые вам кажутся не самыми важными. Можно чуть уменьшить интерлиньяж. Можно уменьшить снимки на определенное количество процентов. И, наконец, не забывайте, что вы — редактор, вы вправе кое-что сократить (лучше, конечно, согласовать эти сокращения с автором).
     И такс каждой полосой: сначала расчет, потом несколько вариантов макета и, наконец, окончательный вариант для верстки, где подробно расписаны все шрифты (текстовые и заголовочные), проставлены размеры фотографий, определены линейки, обозначены места для текстовок… Кое-что, конечно, можно изменить во время верстки (если есть возможность сидеть рядом с верстальщиком), но на 99% газета делается за редакторским столом.
     6. Заголовки.
     Когда началась война в Чечне, все газеты, естественно, опубликовали сообщения об этом печальном событии. Но запомнился лишь один материал — благодаря заголовку. «Иван в Грозном убивает своего сына» — так он назывался. На наш взгляд, блестящий заголовок: информационный (есть указание на конкретное место события), привлекаю-
     щий внимание (благодаря обыгрышу названия известной картины), выражающий отношение автора к бессмысленной гражданской войне, и в то же время чуточку ироничный, «ка-ламбуристый».
     Вероятно, таким и должен быть принцип подбора заголовков. Причем, чем скучнее материал, тем больше сил стоит потратить на название — это единственное, что может его спасти.
     7. Рубрики.
     Газета или журнал без рубрик все равно, что костюм без пуговиц, свадьба без цветов, министр без портфеля, уроки без перемен, всадник без головы. Рубрики позволяют читателю безошибочно находить в издании именно то, что его интересует, а автору писать то, что интересует его.
     Исходя из вышеизложенного, делайте вывод: на придумывание рубрик нужно бросить все имеющиеся у вас в наличии интеллектуальные ресурсы.
     Принципы этого придумывания примерно те же, что и в случае с заголовками: рубрика должна быть броской, информационной, желательно, не скучной, еще желательнее, оригинальной и, еще желательнее, показывающей ваше отношение к материалам, которые под ней публикуются. При этом, в отличие от заголовка, она должна быть предельно краткой и универсальной — многоразового использования.
     Например. Во многих школьных изданиях мы находили материалы на астрологические темы. Зачем они нужны? — тайна на уровне загадки Бермудского треугольника. Но поскольку все взрослые газеты грешат тем же, оставим поиски разгадки их редакторам. Нам интереснее, под какими рубриками публикуются эти «звездные откровения». Вот почти полный перечень: «Звезды говорят», «Под знаком Зодиака», «Астрологический прогноз», «Астролог советует».
     Все добротно, серьезно и… скучно. И лишь в одном издании мы встретили то, что надо: «Пальцем в небо». Тут тебе и ирония, и двусмысленность, и оригинальность, и авторское
     отношение, и, как ни странно, прямое указание источника информации.
     Ну, а если ближе к теме. Школьная газета, наверное, должна иметь рубрики, «перепевающие» школьные «термины». Скажем, не «В часы досуга», а «Перемена», не «Наши педагоги», а «Учительская», не «В мире мудрых мыслей», а «Шпаргалка на всю жизнь», не «Учителя рекомендуют», а «Педсовет», не «Юридическая консультация», а «Последний звонок»… Кстати, во многих школьных изданиях мы находили очень интересные рубрики. Например, в гродненской газете «Тининфо» стихи начинающих печатаются под рубрикой «Взлетная полоса». Материалы о взрослых идут в этой газете под рубрикой «Зазеркалье», публикации на «щекотливые» темы — под рубрикой «Тининтим». В гомельской «Школьной газете» есть удачная рубрика «Конек» — о любимых занятиях.
     В общем, рубрики — это то, над чем надо думать и думать.
     8. «Картинки».
     Сколько иллюстраций должно быть в газете или журнале? Какую площадь они должны занимать? Каково должно быть соотношение фотографий и рисунков?
     Ответы на эти вопросы зависят от возможностей редколлегии. Без иллюстраций школьное издание представить невозможно, но перенасыщать газету картинками ради яркого пятна на полосе, наверное, не стоит.
     Будем исходить из того, что в составе редколлегии есть и художник, и фотокорреспондент. То есть, редактор может, планируя материал, заказывать и рисунки, и фотографии.
     Прежде всего заметим, что иллюстрирование — это не случайный подбор неких пусть самых замечательных картинок, которые потом будут «приклеены» к текстам. Попробуйте украсить свое издание репродукциями «Монны Лизы» — увидите, что получится. Хотя «Монна Лиза» при этом не пострадает.
     Характер иллюстраций должен определяться авторским замыслом и, как это не скучно, технологией изготовления и тиражирования вашего издания. Советуем, паря в невообразимых высотах творческого поиска, не забывать о таких вещах, как рациональность и целесообразность.
     Что же касается решения вопроса о количестве рисунков, фотографий и др. элементов художественного оформления — опирайтесь на свой здравый смысл и опыт хороших изданий. Мы же думаем, что, пожалуй, можно отжалеть на иллюстрации треть всей площади издания. Больше — получится комикс, меньше — газета будет серой.
     Темы для рисунков можно определять вместе с художником, но, как правило, иллюстраторы не любят, чтобы «наступали на горло их песне» и, прочитав тексты, сами решают, что и как иллюстрировать. Опасность тут возникает, когда маэстро ввязывается в затяжную борьбу хорошего с лучшим; в результате этой борьбы вы можете ждать рисунок до второго пришествия.
     Лучше всего, если художник будет приступать к работе на этапе принципиального макета. И начинать нужно с логотипа, т. е. с названия газеты или журнала. Логотип должен быть читаемым, выразительным, запоминаемым. Хороший логотип — это не только удачно выбранный шрифт (кстати, он может быть как наборный компьютерный, так и рисованный от руки), но и его размер, цвет, фактура, принципиальное расположение, компановочное решение всего блока (название + номер + дата выпуска + и т. д.).
     Логотип может быть сложным, комбинированным и состоять не только из шрифта, но и рисунка, символа, знака издания, которые, в свою очередь, могут стать составной частью логотипа или стоять отдельно. Все это касается и заголовков, и заставок к рубрикам. Между прочим, заставка к рубрике может быть выполнена в виде пиктограммы и заменять «словесное» название рубрики.
     Для газеты и журнала логотип, наверное, самый значимый элемент художественного образа, иллюстрации следуют за ним.
     Несколько советов по поводу «взаимоотношений» иллюстраций и текста.
     Не пугайтесь ситуаций вроде:
     а) большой текст + маленькая картинка;
     б) очень большая картинка и всего несколько строк текста. Это же чудное задание по композиции на тему «большое» и «малое»! Не забывайте, что для художника тексты и заголовки тоже являются графическими пятнами.
     А вот несколько возможных вариантов расположения рисунка (фотографии) и текста:
     1 — текст расположен внутри картинки;
     2 — текст является частью картинки или, наоборот, картинка переходит в текст, заголовок;
     3 — картинка располагается в тексте, обтекается им, причем поле картинки может иметь как простой геометрический контур (круг, квадрат и т. д.), так и сложную конфигурацию;
     4 — иллюстрация может обтекать текст с нескольких сторон;
     5 — иллюстрация может врезаться в текст с какой-нибудь одной стороны;
     6 — самое простое и одновременно сложное — иллюстрация располагается в стороне от текста через пробел (т. е. сверху, снизу, справа, слева);
     7 — иллюстрация может иметь вокруг себя белое поле или уходить под обрез полосы.
     Пользуясь особо оригинальными приемами, не злоупотребляйте ими, помните о чувстве меры.
     Техника исполнения «картинок» может быть любой. Но обращаем ваше внимание на такую благодатную технику, как коллаж (аппликация). Для коллажа можно использовать все, что попадется под руку: фотографии из журналов и газет, рисунки, куски рекламных проспектов, просто цветные бумажки.
     Жанры рисунков могут быть самыми разнообразными: от «философских» до абстрактных.
     И, конечно, не обойтись в газете без карикатур и юмористических рисунков. Ну, а если ваш художник «тянет» на шаржи — хольте его, лелейте и покупайте ему жвачки.
     И о фотографиях. В чем-то с ними проще, чем с рисунками: определив темы материалов, вы составляете список героев и передаете его фотокорреспонденту. В основном вам понадобятся портреты, но и жанровыми снимками не стоит пренебрегать — они хороши тем, что легко «приспособляемы» к любому материалу. Пейзажи тоже пригодятся — как иллюстрации к стихам или экологическим статьям.
     Особняком стоят фоторепортаж и фотоочерк — это могут быть вполне самостоятельные материалы, к которым требуется немного текста. Но и снимки тут должны быть классные, а такие фотокоры, как, скажем, Юрий Рост — товар штучный.
     При работе с фотографиями можно пользоваться всеми теми же приемами, что и с иллюстрациями. Была бы фантазия и время на работу, и поиски решений.
     9. Верстка.
     Вы собрали прекрасный материал, сделали очень интересный макет, вычитали и исправили набор, и все-таки издание может «провалиться». Из-за ошибок верстальщика.
     Верстальщик может сделать текст нечитаемым, а картинки «несмотрибельными». Он может подобрать дурацкие шрифты, слепить текст с заголовком, перепутать текстовки к снимкам, не выделить вводки и подписи, сделать выключку не вправо, а влево и забыть поставить абзацы.
     Поэтому, еще на этапе макетирования, с помощью художников вы должны решить, где и как у вас будут расположены тексты и иллюстрации к ним, какие шрифты и какой кегль (размер) вы будете использовать для заголовков, а какой для текстов. Компьютерная верстка дает возможность
     пользоваться огромным количеством различных видов шрифтов, выберите подходящие для заголовков, рубрик, заставок, набора текста. По мере надобности, для выделения какой-то информации можно использовать нестандартные или же прибегать к рукописному или рисованному тексту, в который легко можно вплетать и рисунки. Прежде, чем начнется верстка:
     а) Просмотрите макеты и оригиналы текстов вместе с верстальщиком. Пусть он найдет, какие параметры вы забыли указать. Особенно это касается: выделений в текстах, спецификации шрифтов (текстовых и заголовочных), кеглей, ширины колонок и расстояний между ними, размеров иллюстраций, всевозможных отступов и выключек.
     б) Если ваш верстальщик знает не только Page Maker, но и Corel Draw, то решите с ним, какие тексты вы будете делать в Corel. Понятно, что возможности этой программы нужно использовать максимально: вы можете сделать заголовки с тенью, поставить их под любым углом, изогнуть, как заблагорассудится, сделать их объемными, видоизменить шрифты, растягивая их или сжимая… Можно поманипули-ровать и с кусками текста, особенно с небольшими: выносками, вводками, послесловиями. Разумеется, не грех использовать и кореловскую библиотеку рисунков, растров и рамок. Но все-таки основные тексты советуем верстать в Page Maker.
     При верстке текстов пользуйтесь тем, что компьютер позволяет расположить текст под любым углом, растягивать его во все стороны, пускать волнами, зигзагами и т. д., применять выворотку (белый шрифт на черном, сером или любом цветном фоне, если ваша газета цветная).
     в) После первой распечатки сверстанных полос, когда выяснится, что один материал не лезет даже 8-м кеглем, а второй вместо двух колонок занимает чуть больше одной даже 10-м, сделайте самое необходимое—похвалите верстальщика и поругайте себя. А затем приступайте к переверстке.
     Поменяйте материалы местами. Уменьшите заголовки. Выбросьте иллюстрацию. Сократите врезки или уменьшите кегль шрифта, которым они набраны. В крайнем случае, доберите из запаса (он у вас просто обязан быть) маленькую заметку, которая годится на все случаи жизни.
     г) Перед чистовой распечаткой не поленитесь прочитать на экране весь текст. То, что вы выловите 3—4 «ляпа», гарантируем.
     Мы были бы совсем уж наивными романтиками, если б хоть на минуту допустили, что, прочитав наши советы, можно сделать даже самую примитивную газету.
     Но мы были бы безнадежными пессимистами, если б не допускали, что вы и так делаете неплохое издание. И нужна самая малость, чтобы оно стало более профессиональным. Если такой «последней каплей» станут наши советы — наша задача выполнена.
 
< Пред.   След. >