Задача: приобщать детей к мировой художественной культуре через знакомство с произведениями лучших художников -пейзажистов. Подготовительная работа. Учитель выбирает репродукцию картины, например «Золотая осень» И. Левитана, и подбирает к ней музыку; заготавливает карточки в виде осенних листочков для игры «Листопад», цветные стеклышки. Примерные этапы путешествия Первый этап. «Теплое слово». Учитель предлагает детям «присесть» полукругом перед дальней дорогой, заглянуть друг другу в глаза и сказать доброе слово (красивый, нежный, аккуратная, чуткая, добрая и т. п.) с тем, чтобы у каждого улучшилось настроение. Второй этап. «Красавица-осень». Начинается «путешествие» с И. Левитаном (на основе его картины «Золотая осень») в укромные уголки «красавицы-осени». Учитель говорит о том, что путешествуют они с ребятами в яркий солнечный день в начале осени, листопада: — Листва сияет золотом, небо яркое, голубое. Прохладный бодрящий ветерок гонит по небу легкие облака. Синева неба отражается в реке. Наблюдаем за изгибами реки, любуемся бескрайними далями, полями, рощами, перелесками. С удовольствием идем по опавшей листве, спускаемся к воде, зачерпываем ладошкой холодную воду, взмахиваем рукой, чтобы увидеть, как переливаются на солнце капли воды. А теперь присядем на берегу и полюбуемся красотой осенней природы. (Дети любуются.) А может, поищем грибы? Вглядитесь, может, и найдете? (Дети вглядываются.) Учащимся предлагается послушать стихотворение Э. Федоровской «Осень» и определить, ту ли осень, которую они видят, описывает поэтесса. Осень на опушке Краски разводила, По листве тихонько Кистью поводила. Утешает осень: — Не жалейте лета! Посмотрите — роща Золотом одета. Дети всматриваются в картину «Золотая осень» И. Левитана, ищут «золото», о котором идет речь в стихотворении. Третий этап. «Листопад». Учитель обращает внимание учащихся на то, сколько на столе разноцветных листочков (карточки в виде листочков) — желтых, оранжевых, красных, коричневых, зеленых, синих и др. На каждом из них написаны словосочетания (несколько слов, связанных по смыслу), относящиеся к характеристике красавицы-осени, которая изображена на картине И. Левитана. Исключением являются зеленые и синие листочки. На них — словосочетания, которые не относятся к описанию картины. Дети должны выбрать листок и прикрепить рядом с картиной, если слова, написанные на нем, характеризуют красавицу-осень, изображенную И. Левитаном. Это опавшая листва, пестрый ковер, стройные деревья, голубое небо, солнечный день, осенний лес и др. Листочки, слова на которых не подходят для характеристики картины (сочная зелень, грозовое небо, тихое болотце и т. п.), откладываются в сторону. Четвертый этап. «Цветные стеклышки». Детям предлагается стать волшебниками — изменить настроение картины. Для этого надо посмотреть на картину через цветные стеклышки. Что мы увидим? Как изменилось настроение? Дети рассказывают о своих наблюдениях. (Когда смотрим через зеленое стекло — делается прохладное; через си- нее — еще холодней; через желтое — веселее, теплее; а через красное — совсем жарко.) Подводя итоги путешествия, учитель говорит детям, что И. Левитан написал много замечательных картин, на которых изображал природу (пейзаж), т. е. был пейзажистом. - Исаак Левитан — Великий Мастер кисти. Он стремился делать все как можно лучше. Именно благодаря стремлению к совершенству он стал великим художником. Давайте и мы будем стремиться к совершенству — проявлять все лучшее, на что способны. Советы организаторам 1. После занятия репродукцию картины оставьте на несколько дней в классе. Пусть дети сами, без вашего вмешательства, в нее вглядятся. Может быть, кто-то из них увидит в ней нечто свое, родное, близкое. 2. «Путешествие в страну Пейзажа» может быть проведено как на уроке, так и во внеучебное время. 3. Зрительный ряд в подобных путешествиях может быть следующим: П. Кончаловский «Окно поэта», В. Поленов «Московский дворик», И. Шишкин «Полдень», И. Левитан «Владимировка», И. Грабарь «Березовая роща», «Мартовский снег», Р. Васильев «Мокрый луг» и др. 4. Систематически приобщайте детей к мировой художественной культуре. |