Задачи: развивать у детей умение творчески проводить свободное время; учить организовывать своих товарищей по классу; познакомить с различными видами игр. Подготовительная работа. Проводя «стартовую беседу» учитель выясняет у ребят, любят ли они играть, какие игры знают, какие им больше нравятся, хотят ли они узнать побольше игр и поиграть в них. Учитель вместе с детьми решает, в какой форме провести дело. У детей возникает мысль поиграть в разные игры. Но в какие? В результате обсуждений и споров решают выбрать столько видов игр, сколько микрогрупп в классе. Останавливаются на следующих видах: подвижные (народные), на смекалку (интеллектуальные), игры-эстафеты на основе сказок, музыкальные. Каждая группа выбирает вид игры (можно по жребию, если будут споры) и отправляется на поиски игр. Учитель рекомендует книги, журналы, вырезки из газет. Подключаются родители. Главными помощниками учителя в КТД выступают затейники класса. Примерные этапы КТД Первый этап. «Подвижные игры». Дети рассаживаются по группам, освобождая середину зала, где будут проводиться подвижные игры. У каждой группы на столе -название игр, которые проводят сами дети (объясняют суть игры, правила, организовывают, подводят итоги). Подвижные игры 1. «Яша и Маша». Участники игры выбирают двух водящих — «Яшу» и «Машу». Им завязывают глаза; дети, взявшись за руки, становятся вокруг них в круг. По команде ведущего «Яша» начинает ловить «Машу». Для того чтобы узнать, где она находится, «Яша» постоянно спрашивает: «Маша, где ты?» Маша отвечает: «Яша, я здесь!» — и перебегает на другое место. Если водящие оказываются слишком близко друг от друга, играющие дружно кричат: «Огонь!» Когда «Яша» поймает «Машу», выбирается новая пара водящих. 2. «Кто быстрее?» Два стула стоят спинками друг к другу на расстоянии примерно двух метров. На них — двое ребят. Под стульями протянута веревка, которая проходит межДУ ступнями сидящих на стульях ребят. Посередине веревки привязан мешочек с призом (конфетой, орехами, печеньем или каким-нибудь письменным пожеланием, напутствием). По команде ведущего ребята вскакивают и обегают каждый вокруг своего стула, стремясь как можно быстрее сесть на него и, ухватившись за веревку, подтянуть к себе приз, который достанется тому, кто сделает это первым. 3. «Найди затейника». Дети становятся в круг и выбирают отгадчика, который на время удаляется. Пока его нет, играющие выбирают затейника. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные и др.), которые все играющие должны в точности повторять. Отгадчик возвращается. Ребята проделывают первое движение, а он, стоя внутри круга и поворачиваясь, пытается узнать затейника. Движения быстро сменяют друг друга. Затейник старается вводить новое движение незаметно, когда отгадчик смотрит в другую сторону. Если отгадчик правильно назовет затейника, игра повторяется с новыми отгадчиком и затейником. Второй этап. «Интеллектуальные игры». Учитель объясняет, что интеллектуальные игры требуют смекалки, сообразительности. Интеллект — это ум. Интеллектуальные игры 1. «Пять слов». Ведущий диктует слово из трех — четырех букв. Его записывают в строку, делая большие пробелы между буквами. Задача играющих — как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с букв, входящих в это слово. В команде это можно сделать следующим образом: каждый получает одну букву и придумывает слова, начинающиеся с нее. Выигрывает команда, которая первой справилась с заданием. 2. «Угадай задуманное». Одного из играющих выбирают отгадчиком. Он удаляется за дверь. Остальные задумывают название какого-либо зверя, птицы, рыбы или растения. Вернувшись в комнату, отгадчик должен постараться угадать задуманное слово. Для этого он поочередно обращается ко всем играющим с каким-либо вопросом, например: Он плавает? Большой он или маленький? Где водится? и др. Отгадчики меняются после того, как задуманное название угадано. Третий этап. «Музыкальные игры» 1. «Тихо - громко». Дети выбирают водящего, он уходит за дверь. В это время в классе прячется какой-либо предмет. Входит водящий. Все поют песню. Водящий ищет предмет. Если он приближается к спрятанному пред- мету, дети поют громче, если удаляется — тише. Когда предмет найден, выбирается другой водящий. 2. «Мяч по кругу». Дети становятся в круг. Играет музыка, и они под музыку передают из рук в руки мяч или другую игрушку. Музыка прекращается. Тот, у кого в это время в руках оказался мяч, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется последним. 3. «Поймай ноту». Дети поют песню. По знаку ведущего они прекращают ее петь громко, продолжая петь про себя, потом снова поют громко. Задача играющих — попасть в такт. Четвертый этап. «Сказочные игры-эстафеты на основе сказок». 1. «Баба-Яга». Непременные «атрибуты» «Бабы-Яги» -ступа и метла. В эстафете в качестве ступы можно использовать ведро (лучше полиэтиленовое), а в качестве метлы — швабру. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на полу. В одной руке он держит ведро за ручку, а в другой — швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему. 2. «Золушка». Заранее готовятся ведро, веник и совок, а также по пять кубиков на каждую команду. Эта эстафета встречная, т. е. необходимо разделить ребят на две команды, одна из которых встает на линии старта, другая — финиша, лицом друг к другу. Участники с одной стороны будут «золушками», а с другой — «злыми мачехами». В руках у первой «Золушки» ведро, веник и совок. На линии движения от старта до финиша разбросаны пять кубиков — «мусор». Первый участник двигается вперед, собирая по дороге кубики в ведро. При этом нельзя помогать себе руками, т. е. каждый раз надо поставить ведро на землю, веником поместить кубик на совок, затем с совка бросить его в ведро. Когда все кубики собраны, «Золушка» передает ведро с кубиками, веник и совок «мачехе», т. е. стоящему напротив участнику другой команды, который, как и полагается злой и вредной мачехе, опять разбрасывает кубики по линии движения. Новой «Золушке» вновь придется собирать мусор. И это «безобразие» творится до тех пор, пока обе группы не поменяются местами. В заключение подводятся общие итоги. Советы организаторам 1. Варьируйте «набор» игр: игры-забавы, настольные, аттракционы и др. Дети сейчас мало играют. Пусть почувствуют, какая это радость. 2. При подготовке дела используйте книги: Шмаков СЛ. Ее величество — игра. М., 1992; Шмаков СЛ. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993; Афанасьев СП. и др. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 1994. 3. Часть игр проведите на улице. 4. Объясните детям значение слова сообразительность — способность быстро, хорошо понять, сообразить что-либо. |