Школьный мир ИНФО

«Гость на порог — хозяину праздник»

Задачи: учить детей организовывать на домашнем пра­зднике игры, создавать у гостей хорошее настроение; учить радоваться друг другу.

 

Подготовительная работа. Учитель рекомендует ребя­там придумать (вместе с родителями поискать в литерату­ре) игры, которые они смогут предложить своим гостям на день рождения, когда друзья просто придут к ним в гости и т. д. Это могут быть умеренно подвижные или настоль­ные игры, а также кроссворды, ребусы, шарады и т. п.

Желательно игры записать на стандартную карточку (10×15) из плотной бумаги и начать дома создание «карто­теки игр».

 

Примерные этапы игровой программы

 

Первый этап. «Затеваем игру».

 

Класс делится на 3—4 группы, каждая из которых совещается и предлагает всем поучаствовать в игре, которую кто-либо из детей под­готовил дома (сам, вместе с родителями, с сестрами и др.).

 

Второй этап. «Игровая программа».

 

Учитель говорит о том, что все мы ходим в гости, принимаем гостей. И хозяе­вам надо уметь радовать гостей, чем-то интересным занять, если не все готово к встрече. Хорошим средством в таком случае является игра. Некоторые подготовленные детьми или взрослыми игры предлагаются для проведения.

1.  «Слова» («Живое слово»). Начинается в стихотвор­ной форме:

Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке! Вы не слышали такого? Не беда! Играем в СЛОВО!

(Н. Пику лева. «Слово на ладошке».)

Детям предлагается искать слова на небе. Каждый из участников «кладет» слово в корзинку и передает ее сосе­ду, тот следующему участнику и т. д. Если дети затрудня­ются, ведущий помогает им выстроить ряд слов: солнце, луна, звезды, созвездие, свет и т. д.

Ведущий спрашивает: «А на носу можно найти слова?» Поочередно «гости» «кладут» в корзинку слова: нос, очки, веснушки, капелька росы и др. Желательно ребятам по­мочь («новый год на носу», «заруби на носу», «весна на но­су» и др.) и вместе с ними выяснить переносный смысл приведенных выражений.

Игра продолжается («А в кармане есть слова? А на сто­ле?» и др.) столько времени, сколько необходимо. Ее мож­но прервать и опять возобновить.

2.   «Загадай рифму». Сначала выясняется, что такое «рифма» (это пары слов с похожими «хвостами-окончания­ми»).

Для игры подготовлены предметы (лучше игрушки): медвежонок, зайчонок, мячик, Петрушка и др., могут быть взяты платок, груша, шишка и др.

Ведущий предлагает игроку взять со стола предмет и назвать соответственно ему в рифму другое слово (шишка -мишка, платок — цветок и т. п.).

Не страшно, если в игре появятся новые слова, которых нет в русском языке,— чем больше казусов, тем больше смеха и веселее идет игра.

3.  «Нарисуй». «Гости» делятся на две команды. Члены каждой из команд рисуют с завязанными глазами на листе бумаги своего котика или собаку, жирафа или слона и др.

Работают художники попарно — по одному от команды. Одни рисуют, например, живот слоника, другие — спину, третьи — ноги и т. д.

Глаза завязываются не сразу всей команде, а лишь то­му «художнику», который в тот или иной момент рисует.

Игру кто-то комментирует. Перед игрой желательно показать детям рисунок слоника и других животных, что­бы их легче было воспроизвести.

4. «Найди пару». «Хозяин» заранее готовит карточки из плотной бумаги. На одной из них написана одна часть пос­ловицы или поговорки, а на другой — другая. Каждый из «гостей» получает одну карточку. Он должен найти пару. Когда пары определились, пословицы зачитываются:

1.  Труд кормит, а лень портит.

2.  Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

3.  Поспешишь — людей насмешишь и др.

1.  «Лицо учащегося». (Дневник.)

2.  Мебель в классе. (Парта.)

3.  Школьная сумка. (Портфель.)

4.  Что извещает о начале урока? (Звонок.)

5.  Человек, который учит. (Учитель.)

 

Советы организаторам

1.  Предложите ребятам вместе с родителями создать дома копилку игр «Чтобы гости не скучали».

2.  Постарайтесь, чтобы в игровой программе, которую проведете в классе, каждый из детей побывал в роли орга­низатора игры.

3.  Продолжительность подобной игровой программы определите исходя из необходимости.

4. Не забудьте о главном назначении программы: пока­зать роль игры в гостеприимстве хозяина (поддерживать веселое, радостное настроение у гостей; налаживать хоро­шее общение и т. п.).

5.  Объясните детям значение слова радость - чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения.

 
< Пред.   След. >