Первым бытовым светильником для человека по существу стал костер. Он и освещал жилище, и обогревал его. и помогал приготовить пищу. Костер сменили факелы, факелы — свечи, свечи — керосиновые лампы, а их — электрические. В каждый исторический период человек пользовался определенными видами бра, торшеров, люстр, так что у светильников есть своя интересная история. Хотя большинство названий светильников и произошло от французских слов, например, бра — от bras — рука, люстра — от lustrer — освещать, в каждой стране эти предметы появились задолго до прихода их французских собратьев. Так, на Руси с XI века они известны под названием «хоросы». Потом, в XIV веке, появились «паникадила». В те времена это были не церковные сосуды, в которых курился ладан, а светильники на цепях, рассчитанные на десять свечей. Есть у люстр и своя мода. В XVIII веке, например, в моде были светильники, выполненные в стиле «русское барокко», где преобладали изогнутые линии металлических и стеклянных деталей. А в XIX веке воцарился классицизм — в чести были люстры с симметричным расположением рожков и кронштейнов, убранные хрустальными гирляндами. Но светильники не только освещают комнату. Так, французский литератор Жан Рюбье в «Книге для домохозяина», изданной в Париже в середине прошлого века, утверждал, что лампа — это «лицо хозяина, показатель его характера, привычек и даже политических убеждений». Доказывая это, Рюбье приводил немало исторических примеров. Наполеон, например, требовал, чтобы на люстрах и бра не было хрустальных подвесок, которые своим звоном могли бы отвлечь императора от великих мыслей. Якобинцы в своих домах вешали люстры с синими колпаками, которые служили для них своего рода паролем. Вспоминал Рюбье и русских декабристов: название их общества «Зеленая лампа», считал он, говорило о многом. |