Школьный мир ИНФО

Технология подготовки и проведения ролевой игры «Суд над…»

РОЛЕВАЯ ИГРА — вид имитационной игры. Ролевая игра в форме судебного процесса над негативными явлениями нашей жизни, человече­скими пороками, безнравственными поступками позволяет вовлечь подростков и старшеклассников в серьезный нравственный анализ и само­анализ, оценку и самооценку.

Существует несколько вариантов подготовки и проведения такой ролевой игры. В любом слу
чае необходимо знать процедуру ведения судебного заседания хотя бы в общих чертах.

РОЛИ:

«судья» — ведет судебное заседание. Знает ход ролевой игры «Судебный процесс»;

«секретарь» — записывает основные аргумен
ты «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы;

«обвиняемый» — явление общественной жизни, порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществлены в ходе ролевой игры;

«прокурор» («обвинитель») — выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждае
мого явления, качества, пристрастия и т. д.;

«адвокат» («защитник») — находит факты, аргументы, оправды­вающие обсуждаемое явление, качество, пристрастие и т. д.;

«свидетели обвинения»;

«свидетели защиты»;

«присяжные заседатели» (все остальные учащиеся класса).


Технологическая цепочка ролевой игры «Суд»

В зале, где расставлены столы в соответствии
с ролевой игрой, находятся «присяжные заседатели» (отдельные скамьи), «зрители» (в центре зала), «прокурор», «адвокат» сидят за отдельными столами, «обви­няемый» — в сторо
не за отдельным столом, «свидетели обвинения» и «свидетели защиты» в зале.

«Секретарь» обращается к залу: «Встать, суд идет!» (Все присутствующие встают.)

Входит «судья». Он сообщает, что слушается
дело по обвинению … (какого-либо явления,
вина которого против нравственности или че­ловечества будет обосновываться в ходе судебного заседания). Судья предоставляет
слово «обвинителю». После короткой речи (5 мин.) «прокурора» «судья» вызывает по очере
ди «свидетелей обвинения», которым задают вопросы или просто выслушивают их заявле
ния. «Адвокат» может задавать дополнитель
ные вопросы «свидетелям обвинения». Затем
в течение 5 минут выступает «адвокат», его
факты поддерживаются показаниями «свидетелей защиты». «Прокурор» может
также задавать им дополнительные вопросы. Затем «судья» предоставляет слово «обвиняемому» (3 мин.). «Секретарь» следит за регламентом в процессе всего обсуждения проблемы. После всех выступлений наступает время обсуждения фактов, представленных
на суде, «присяжными заседателями». Каждый
из них выносит решение «виновен» или «не виновен», представляя свои аргументы, объясняющие его решение. «Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за»
и «против». После обсуждения «присяжными заседателями» «судья» выносит окончательное решение «виновен» или «не виновен» с последующей аргументацией, отражающей мнение боль­шинства «присяжных заседате
лей»
.

• Подготовительная работа.

1. Каждый учащийся на отдельной карточке записывает то явление в нашей жизни или качество, которое, по его мнению, неоднознач
но оценивается им и его одноклассниками и друзьями. Затем из общего набора проблем инициативная группа выбирает наиболее
часто встречающуюся на карточках. Это явле
ние становится «обвиняемым». Так, можно «судить» равнодушие, цинизм, наркоманию, проституцию, лень, прагматизм и т. д. и т. п. Наступает этап распределения ролей, которое можно осуществить по желанию, можно по жребию (на карточках будут перечислены все роли, каждый будет играть роль, которая выпала ему по жребию). Ролевая игра-импровизация успешно проходит в старших классах, где дети имеют опыт ролевого взаимодействия.

2-й вариант проведения ролевой игры имеет длительный (4–5 дней) подготовительный этап после выбора проблемы и распределения
ролей.

В этом случае все участники могут подобрать факты, используя дополнительные источники (художественную литературу, публикации в периодической печати, опрос ровесников или людей старшего поколе­ния). В этом случае ролевая игра будет более аргументированной и серь­езной, а значит будет оказывать и более глубокое влияние на ее участни­ков.

3-й вариант — ролевая игра «Суд» базируется
на литературном произведении, когда учащи
еся изучили произведение, но различные
мнения о характерах литературных героев,
их поступках волнуют подростков. Нравствен
ный анализ и оценка жизни литературных персонажей -эффективное средство развития нравственного самоанализа и самооценки подростков.

Суд над наркоманией

Подготовительная работа:

1. Распределение ролей.

Роль «обвиняемой наркомании» лучше дать учащемуся, который склонен к исследовательской деятельности. Он должен найти информа­цию в медицинской или справочной литературе, характеризующую эту страшную болезнь, периоды ее протекания.

«Свидетели обвинения» — это роли погибших от наркотиков звезд музыкального и кинобизнеса. «Свидетели защиты» — роли людей, чьи отзывы об использовании наркотиков положительны, но все они знают страшные последствия использования наркотиков.

Все остальные роли определяются по желанию в соответствии с ролевой игрой «Суд».

2. Классный руководитель помогает учащимся в подготовке ролей. Же­лательно к поиску информации по проблеме привлечь родителей подро­стков. Убедительный материал для подготовки ролевой игры дает газета «Комсомольская правда» за 1998 год в статьях из раздела «Акция «Слезь с иглы!»

«Свидетели обвинения» — учащиеся, выбравшие роли «врач-нарколог» и «мать пострадавшей девочки», могут использовать факты из публикаций в «Комсомольской правде»

Например:

«Врач-нарколог» приводит примеры опасного использования нар­котика «Буратино»: «Привыкание происходит в течение 1–3 месяцев. По­следствия: острая передозировка вызывает угнетение дыхания и кому, поэтому может привести к смерти. Постоянное употребление наркотика приводит к специфическому повреждению головного мозга (энцефалопатии), которое клинически сходно с эпилепсией, поражению сердечно­сосудистой системы. У наркоманов возможны даже инфаркты миокарда в юном возрасте. Есть данные, что количество самоубийств по «Буратино» превышает среднестатистическое в 60–80 раз!»

«Мать пострадавшей девочки» рассказывает: «Беда пришла в нашу семью незаметно. Моя старшая дочь Олечка была тихим домашним ре­бенком, хорошо училась, любила музыку. Но потом девочку как будто подменили, она стала странной, чужой, отдалилась от меня, перестала замечать маленького брата. В доме стали пропадать деньги, вещи. Я му-чалась подозрениями, стала даже следить за мужем, старалась быть в прихожей, когда приходили друзья сынишки, не верила, что это может делать моя дочь. А потом она стала исчезать на день-другой, на неделю. Я все поняла. Стала умолять Олечку лечиться, но она то смеялась, то молча отворачивалась от меня. Почти насильно я увезла дочь лечиться».

«Свидетель обвинения» — учащийся, выбравший роль «искусство­веда», может привести факты из газеты «Комсомольская правда от 6 но­ября» 1998 года.

«Знаменитости, ставшие жертвами пагубной страсти: Мэрилин Монро — актриса умерла от передозировки наркотиков; Курт Кобейн -лидер группы «Нирвана» — покончил жизнь самоубийством, приняв большую дозу наркотиков; Джим Моррисон — основатель и вокалист группы DOORS — умер в ванной гостиничного номера в Париже от пере­дозировки наркотиков; Джимми Хендрикс — супергитарист — скончался после принятия большой дозы наркотиков в Лондоне; Элвис Пресли -наиболее вероятная причина смерти — пристрастие к наркотикам; Алек­сандр Башлачев — рок-бард — выбросился из окна, Анатолий Крупнов-основатель группы «Черный обелиск» — умер от остановки сердца после многолетнего употребления героина».

Учащийся в роли Егора Радова (сын известной поэтессы Риммы Казаковой), писателя, может использовать материалы публикации, где бывший наркоман рассказывает о том, как наркотики разрушили его се­мью: «Учась в литинституте, написал первый роман… Работал под влия­нием марихуаны… Я перепробовал большинство наркотиков… И только теперь осознал, насколько это опасно. Все, кто пробовал наркотики, за­платили за свои увлечения личной жизнью и психикой. Я достаточно за это поплатился. В июле этого года моя жена самоубилась. Наташа выбросилась из окна. Мы ведь употребляли наркотики вместе. Потом рас­стались, хотя у нас была безумная любовь, Я попытался завязать. А она не выдержала…» (См.: «Комсомольскую правду» От 6 ноября С.8 1998 года.)

«Свидетель обвинения» — Юлия С. пишет в «Комсомольскую правду» от 4 декабря 1998 года: «Мне 21 год, я москвичка и студентка престижного американского университета. А еще я — наркоманка. Как начала колоться? По глупости и из-за упрямства. Решила доказать, что начну употреблять наркотики и ничего со мной не будет, не будет ника­кой наркотической зависимости. С тех пор прошло два года. Увы. Кай-фуешь от наркотиков недолго — потом только маешься, живешь одной мыслью: уколоться, уколоться, снять ломку, снять эту нескончаемую боль…Если нет, то начинаешь думать, где взять. Вся жизнь крутится во­круг этого. Сейчас я в Бишкеке, в центре доктора Назаралиева. Я пони­маю свою проблему и понимаю, что она будет со мной всегда. Клянусь, я постараюсь порвать с прошлым. Постараюсь не превратиться в серую массу. Когда-нибудь у меня будут дети, и я не хочу, чтобы они были за­ложниками моей болезни, страдали и мучались из-за глупости и слабости их матери… Всем своим знакомым, которые стали рабами героина, хочу сказать: кайф этот, которому вы сегодня поклоняетесь,— мимолетный и неуловимый словно призрак, а болезнь впереди длинная. Все наркоманы говорят, что хотят спрыгнуть с иглы, но порочный круг разрывать при­дется каждому в отдельности. Нужно вылезать из этого болота. Наркоман не знает жизни. Он не способен воспринимать прекрасное. Он живет от укола до укола. Я только сейчас стала прозревать, какая классная штука -жизнь. И я хочу призвать других задуматься о жизни: ее слишком мало, чтобы разменивать на героин, на дозы и уколы».


РОЛЕВАЯ ИГРА «Суд над Обломовым» (10-й класс)


Подготовительная работа:

1. Учащиеся читают роман И. Гончарова «Обломов».

2. Создаем инициативную группу для подготовки ролевой игры.

3. Роли для этой игры распределяются по желанию: «секретарь», «судья», «присяжные заседатели», «адвокат», «прокурор», роли Обломо-ва, Ольги, Штольца, Захара и других персонажей. «Свидетели обвине­ния» и «свидетели защиты» определяются подростками самостоятельно. Изучение романа и отбор фактов, оправдывающих и обвиняющих Обло-мова, помогают подросткам сделать свой нравственный выбор и опреде­лить, будут ли они поддерживать защиту или обвинение.

4. Предлагаем учащимся найти в романе как можно больше фак­тов, подтверждающих мнение их персонажей в ролевой игре «Суд над Обломовым». Факты и точки зрения из критических статей в ролевой иг­ре не будут приниматься как аргументы.

5. Однако для подготовки выступлений «адвоката» и «прокурора» можно использовать статью И. Ф. Анненского «Гончаров и его Обломов» и статью Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»

В своей обвинительной речи «Прокурор» может использовать вы­сказывания Н. А. Добролюбова об Обломове: «В чем заключаются глав­ные черты обломовского характера? В совершенной инертности, проис­ходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апа­тии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития… С малых лет он привыкает быть байбаком, благодаря тому, что у него и подать и сделать есть ко­му… Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,— развила в нем апатическую непод­вижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. …Но вот в чем его главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя… Служил он — и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не
нашел, как выйти в отставку и ничего не

писать. Учился он — и не знал, к чему может послужить ему наука; не уз­навши этого, он решился сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество — и не умел себе объяс­нить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои зна­комства и стал по целым дням лежать у себя на диване…Все ему наску­чило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презре­нием к «муравьиной работе людей»…

В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Трусость у всех этих господ непомерная! Он стру­сил под конец до того, что даже на глаза Ольге боялся показаться, прики­дывался больным, прикрывал себя разведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может компрометировать, и т. д. И все отчего? — отто­го, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Ольга захотела, чтобы он перед женитьбой устроил дела по имению; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не со­вершил, а явился настоящим Обломовым…

Все обломовцы любят уничижать себя. Так, Обломов, написавши к Ольге пасквиль на самого себя, чувствовал, «что ему уж не тяжело, что он почти счастлив»… А она доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме, написанном «из заботы об ее счастье». Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию…

Но, помилуйте, в чем же на него можно положиться? Разве в том, где ничего делать не нужно? Он не поклонится идолу зла! Да ведь поче­му это? Потому что ему лень встать с дивана. Не подкупишь его ничем. Да на что его подкупать-то? На то, чтобы с места сдвинулся? Грязь к не­му не пристанет! Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвеич — брр! Какая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают, берут с него фальшивый вексель, разоряют его именем мужиков, дерут с него немилосердные деньги ни за что,, ни про что. Он все это терпит безмолв­но и потому, разумеется, не издает ни одного фальшивого звука….»

В своей защитной речи «Адвокат» может использовать высказыва­ния И. Ф. Анненского об Обломове: «Илья Ильич не обсевок в поле. Это человек породистый: он красив и чистоплотен, у него мягкие манеры и немножко тягучая речь. Он умен, но не цепким, хищным, практическим умом, а скорее тонким, мысль его склонна к расплывчатости. Хитрости в

нем нет, еще менее расчетливости, если он начинает хитрить, у него это выходит неловко. Лгать он не умеет или лжет наивно.

В нем ни жадности, ни распутства, ни жестокости: с сердцем более нежным, чем страстным, он получил от ряда рабовладельческих поколе­ний здоровую, чистую и спокойно текущую кровь — источник душевного целомудрия… Обломов эгоист. Не то, чтобы он никого не любил, -вспомните эту жаркую слезу, когда во сне вспоминалась мать, он любил Штольца, любил Ольгу, но он эгоист по наивному убеждению, что он человек особой породы и на него должны работать принадлежащие ему люди… Это право его рождения… Он любит спать, любит хорошо по­есть, хотя не терпит жадности, любит угостить… Обломов, может быть, и даровит, никто этого не знает, и сам он тоже, но он, наверное, умен. Обломова любят. Он умеет внушить любовь, даже обожание в Агафье Матвеевне.

Обломов не дает нам впечатление пошлости. В нем нет самодоволь­ства, этого главного признака пошлости.Отнимите у Обломова средства, он все же не будет ни работать, ни льстить; в нем останется то же веками выработавшееся ленивое, но упорное сознание своего достоинства...В Обломове есть крепко сидящее сознание независимости — никто и ничто не вы­рвет его из угла: ни жадность, ни тщеславие, ни даже любовь!

 

 
< Пред.   След. >