Школьный мир ИНФО

Об интеграции американской технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”

С отечественной и зарубежной лингвистикой по вопросу продуцирования текстов

Проблема продуцирования текстов вызывает в последнее время пристальное внимание многих ученых, представляющих разные направления и научные школы. Вопросами текстопорождения занимается психолингвистика, теория речевой деятельности, риторика, лингвопрагматика и другие науки, которые внесли значительный вклад в развитие этой области знания, как в методологическом, так и практическом аспектах. Не обошла вниманием эту проблему и американская технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП), предложившая оригинальные стратегии и методические приемы активизации речевой деятельности учащихся на разных этапах обучения: составление кластера, свободное письмо, медитационное письмо с “включенным” воображением, коллективное сочинительство, опрос по теме, интервью, чтение черновика в парах и группах, письменный круглый стол, РАФТ и другие. Но, чтобы эта технология заработала в полную силу, необходимо вставить ее в контекст уже имеющихся знаний и теорий по продуцированию текстов, осуществить интеграцию с отечественным и зарубежным научным наследием. Это позволит выйти на более высокий уровень осмысления данной технологии и сделать более эффективной работу по формированию у учащихся умений и навыков построения письменных высказываний. Сопоставляя знания, накопленные в недрах лингвистики по проблеме текстопорождения, с системой РКМЧП, мы пришли к следующим выводам.

1. Авторы технологии РКМЧП выделяют пятиэтапную модель процесса создания текста (инвентаризация, составление черновика, правка и редактирование первичного текста и его издание), которая объективно отражает реальные стадии мыслительно-речевой деятельности человека по составлению текстов. Однако ряд отечественных ученых, в частности А. Н. Васильева [2], отмечает, что количество стадий может быть различным в зависимости от целого ряда факторов: 1) от содержательно-информационной и речестилистической подготовки автора; 2) от психико-эмоционального состояния пишущего (если он испытывает порыв вдохновения, то произведение создается на одном дыхании, минуя некоторые стадии); 3) от условий написания текста (в благоприятной обстановке произведение пишется быстро и легко, а в неблагоприятной – медленно и с трудом); 4) от заданных сроков исполнения (так, дата, предусмотренная в договоре с книгоиздательством, становится для писателя мощным стимулом, пробуждающим в нем дремлющую энергию); 5) от типа произведения и его объема (роман это или рассказ, поэма или эпиграмма).

В зависимости от этих факторов процессуальная модель может быть свернута или, напротив, развернута, что происходит в большинстве случаев, когда автор десятки раз переделывает свой первичный текст, испытывая “муки слова”. Тогда процессуальная модель выглядит следующим образом:
1) предтекстовая стадия (инвентаризация);
2) текстовая стадия:

·   создание первичного текста (черновика),

·   правка,

·   написание вторичного текста,

·   правка,

·   написание третьего варианта текста,

·   правка и редактирование и т. д.;

3) послетекстовая стадия (публикация).

2. Остановимся подробнее на отдельных стадиях создания текста. Одной из самых интересных является стадия инвентаризации, которая подразумевает работу по сбору мыслей и информации по какой-либо теме. На этом этапе происходит также обдумывание формы и способа подачи материала. Инвентаризация предполагает использование таких эффективных приемов, разработанных в технологии РКМЧП, как составление кластеров; задавание пишущему вопросов с целью уточнения темы, основной мысли, сюжета; написание трех вариантов зачина; свободное письмо; медитационное письмо под музыку и другие. Однако, на наш взгляд, в данной технологии недостаточно прописано “наполнение” этих приемов, то есть содержательная часть. Что значит составить кластер? Каким образом это сделать? Или задание: “Составьте три варианта зачина”. А какие вообще варианты зачинов существуют? Остаются в тени и другие вопросы, связанные с первой стадией, а между тем, содержание и механизмы интеллектуально-речевой деятельности говорящего и пишущего на этом этапе прекрасно разработаны в классической риторике, лингвопрагматике, теории речевой деятельности и лингвистике текста. Так, например, в риторике первый этап любой речи (инвенция) представляет собой стройную последовательную систему шагов и операций, сопровождающихся конкретными рекомендациями по изобретению идей и содержания речи. На этом этапе у учеников формируют культуру мышления, “дают способы думать и соединять одну мысль с другой… открывать в одной мысли другие, искать в данном предложении новые [2]”.

Для осмысления темы и изобретения мысли античная риторика предлагает уже готовую, четко очерченную программу, или “понятийную решетку”, в соответствии, с которой можно представить любую тему (ср. с кластером). Эта “решетка” представляет собой заранее разработанную смысловую модель развертывания текста, основанную на так называемых топах. По этим моделям ученики могут самостоятельно творить тексты, приобщаясь тем самым к традиционной культуре мысли и речи. Впервые перечень топов (общих мест) дал Аристотель [1] в своей риторике. Он описал 38 моделей построения текста. В русских риториках топы подробно описаны у М. В. Ломоносова [4] и Н. Ф. Кошанского [3]. В отличие от кластера, который нужно составлять самим, риторика предлагает готовые, отшлифованные веками, эффективные модели создания высказываний.

Но риторический канон подразумевает и нечто более интересное. Он ставит задачу отбора компонентов данной парадигмы в соответствии с ситуацией общения, целью создания текста и особенностями адресата. Это означает, что на первом этапе автор сначала обдумывает стратегию, цель своего сообщения, учитывая ситуацию и адресата, а затем осуществляет отбор смысловых компонентов, понятий, идей из готового набора традиционных моделей создания текста, в результате чего происходит усечение лишних “ветвей” модели (кластера).

Большое внимание в риторике отводится процедуре осмысления целей создания текста, для чего учеников знакомят с типами целей (развлечь, вдохновить, сообщить информацию, воздействовать на волю и др.), а также с типологией речйй, построенной на основе этих целей. Мастерству целеполагания учат и другие дисциплины, изучающие законы текстопорождения: теория речевой деятельности, лингвопрагматика. В технологии РКМЧП осмыслению целей может способствовать прием опроса, когда создателю текста партнеры в парах задают уточняющие вопросы о теме, основной мысли, цели, сюжете и других категориях.

Инвентаризация предполагает также обдумывание последовательности изложения информации, “узловых пунктов плана”. Здесь также можно использовать богатейшие ресурсы классической риторики, в которой расположение материала, или диспозиция, является одной из главных частей риторического канона. В риторических руководствах, от самых древних до самых современных, излагаются принципы расположения элементов содержания, а также конкретные рекомендации по выбору структуры того или иного типа речи: описания, повествования, рассуждения. Эти правила служат ученику в качестве трамплина, оттолкнувшись от которого, он может перейти в “свободный полет”. Они облегчаю процесс мучительных раздумий по поводу того, что сказать в начале, что — потом и как закончить текст. Риторические правила построения текста, отражающие европейские речевые традиции и идеалы, могли бы обогатить и американскую технологию.

Много ценных находок можно обнаружить и в такой науке, как лингвистика текста, которая исследует язык и структуру текстов. Здесь мы можем найти и различные варианты зачина, и варианты концовок, и многое другое, что помогло бы облегчить работу учеников на предтекстовом этапе деятельности. Например, прием написания трех вариантов зачина, используемый в технологии РКМЧП, можно сделать более эффективным, если заранее подобрать пишущим различные модели и образцы построения зачинов, используемых писателями, и предложить оценить их с позиции соответствия авторскому замыслу, цели создания текста, его типу, жанру и т. д.

Самым интересным, но сложным, а подчас и таинственным на этапе инвентаризации является процесс зарождения и “оформления” идеи, общего замысла произведения. Как вызвать поток мыслей, причем оригинальных и свежих? Технология РКМЧП предлагает, на наш взгляд, очень интересные приемы, стимулирующие воображение и речетворчество: свободное эссе и медитационное письмо под музыку. Но помимо этих письменных способов, существуют и другие приемы активизации сознания и воображения, описанные в трактатах о психологии писательского труда. Возьмем хотя бы Яна Парандовского [6] с его “Алхимией слова”!

Подводя итоги, хочется отметить высокую эффективность технологии РКМЧП в применении к продуцированию текстов, но обучающая сила ее была бы неизмеримо большей, если бы она учитывала научные достижения других школ, в том числе и отечественных, в этой области знаний.

Список литературы

Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1979.

Васильева А. Н. Основы культуры речи. — М.: Русский язык, 1990.

Кошанский Н. Ф. Общая риторика. — 9-е изд. — Спб., 1844.

Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. — М., 1748.

Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1996.

Парандовский Ян. Алхимия слова. — М.: Правда, 1990.

Статья напечатана в журнале «Образование в современной школе», 2002, № 1

 

 
< Пред.   След. >