В общем виде процесс обучения и воспитания представляет собой процесс управления, т. е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний, формирование умений и навыков. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению и воспитанию за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. На данный момент я работаю в Г П Д второй год с детьми с трудностями в обучении (седьмой класс детей с ОПФР). Как учитель я изучила много технологий и методов обучения и воспитания. Но опыт с детьми с ОПФР стала приобретать только перейдя в Г П Д. За время моей работы в Г П Д, основываясь на индивидуальные особенности учеников и на особенности детей с ОПФР вообще, я использовала много методов и элементов технологий на различных этапах режима дня. Продолжая изучать методическую литературу, применяя различные методы и технологии в работе, стараюсь обогащать свои знания и приобретать опыт работы с детьми спецкласса. В своей работе испытываю трудности и ищу различные методы и приемы работы по следующим вопросам: · самоподготовка с детьми с ОПФР по математике · корректировка поведения учащихся в периоды неадекватного поведения · половое воспитание учащихся с ОПФР, правильные реакции на их слова, поступки в вопросах полового воспитания · За год работы в Г П Д меня заинтересовала тема: « Использование активных форм и методов обучения и воспитания с детьми с ОПФР в режиме Г П Д». А это прежде всего игры во все их разнообразии, использование различных технологий и методик в каждом режимном моменте с определенной целью. В данном докладе приведены некоторые примеры методик и технологий, используемых мною в работе в Г П Д с детьми спецкласса. ТЕХНОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ “РЕФЛЕКСИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДОВЕРИЯ” Методика может быть использована перед уроком или занятием для оперативного реагирования. Может быть использована как экспресс, так и лонгитюдная диагностика. ИНСТРУКЦИЯ: внимательно посмотрите на разноцветные гвоздики, выберите тот, цвет которого вам наиболее приятен в настоящее время. На планшете с изображением нашей классной комнаты выберите наиболее комфортное для вас сейчас место и воткните туда гвоздик. Не забудьте, что место есть и у доски. СПАСИБО! Учитель внимательно следит за тем, кто и куда втыкает гвоздики. Большое значение имеет также выбираемый цвет. Чёрный цвет, например, свидетельствует о состоянии крайнего психологического дискомфорта. Не всегда мы можем увидеть такого ученика, вовремя поддержать его. Данная методика позволяет сделать это без особого труда. “ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ “УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ” Данная методика отражает эмоционально – чувственное состояние уже состоявшегося взаимодействия между субъектами образовательно-воспитательного процесса. Например, моё состояние после урока характеризуется … баллами. Если ученик по каким то соображениям не хочет показать шкально, он может воткнуть гвоздик в любую “мордашку”, что означает почти то же самое, что и цифровое обозначение. ИНСТРУКЦИЯ: Возьмите гвоздик наиболее приятного вам цвета и оцените степень удовлетворённости собственной деятельностью на сегодняшнем уроке. Можно оценить степень удовлетворённости совместной с учителем работы, степень психологической комфортности и т. д. (по желанию учителя или психолога можно изучить любой аспект как учебной деятельности на уроке, так и воспитательной). В качестве материала для изготовления рабочих планшетов, на которых нанесен рисунок, может использоваться толстый лист пенопласта в который легко входят разноцветные гвоздики. Оба рисунка можно нарисовать с двух сторон на одном листе пенопласта и поместить недалеко от доски, поворачивая разными сторонами: до урока “рефлексия психологического доверия”, после урока “психологическая комфортность и удовлетворённость совместной деятельностью”. РЕФЛЕКСИЯ «Все в твоих руках» На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Большой – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Средний – мне было трудно (мне не понравилось). Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. Мизинец – для меня было недостаточно… РЕФЛЕКСИЯ « Мне было трудно…, мне было легко…» Рисуется цветок или солнце с лучами, на лепестках или лучиках которых написаны пройденные темы занятий. Дети приклеивают каждый свой значок налево или направо, в зависимости от того, с каким утверждением согласны. Если ответ предполагает “и не то, что бы “ДА”, и не то, чтобы “НЕТ”, то значок клеится на границе. Рефлексия проводится регулярно после конкурсов, творческих мастерских и др. Технология «Рефлексивный круг» Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: *расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; *что нового вы узнали, чему научились; *каковы причины этого; *как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Затем все участники педагогического взаимодействия поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг. Технология «Рефлексивная мишень» На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1й сектор оценка содержания; 2й сектор оценка формы, методов взаимодействия; 3й сектор оценка деятельности педагога; 4й сектор оценка своей деятельности (рис. 6). 4. Деятельность учащегося 1. Содержание 3. Деятельность педагога 2. Форма, методы Образец рефлексивной мишени Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «О» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени. После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил» (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ. Технология «Мини-сочинение» Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листах бумаги небольшие по объему тексты по окончании урока (внеклассного дела, семинара, игры, четверти, полугодия, учебного года и т. д.) на темы: «Я в уроке, урок во мне» («Я в семинаре, семинар во мне» (мое участие, мой вклад в урок, самооценка деятельности; значение урока, семинара для развития учащегося самооценка); «Мои мысли о своем участии в деле»; «Как я оцениваю результаты дела»; «Что мне дал этот урок (дело)». Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ. Технология «Ключевое слово» Участникам педагогического взаимодействия (учащимся, педагогам, участникам семинара и т. д.) предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Для выполнения этой работы дается 23 мин. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся. Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 23 мин по цепочке называет вслух свое слово. Технология «Зарядка» Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т. д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения: · присесть на корточки очень низкая оценка, негативное отношение; · присесть, немного согнув ноги в коленях, невысокая оценка, безразличное отношение; · обычная поза стоя, руки по швам удовлетворительная оценка, спокойное отношение; · поднять руки в локтях хорошая оценка, позитивное отношение; · поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки очень высокая оценка, восторженное отношение. В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением. Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение. Технология «Анкета — газета» На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия (учащимся, слушателям и т. д.) предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия (урока, внеклассного дела, игры, семинара и т. д.) в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожелании, замечании, предложений, вопросов и т. п. После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение. Технология «Цепочка пожеланий» Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия но цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя определенный итог. Технология «Заверши фразу» Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результативности урока (внеклассного дела, семинара и т. д.), раскрытия у учащихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия. Например, после игры-путешествия с экологическим содержанием («По тропе Берендея») при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы: "Природа это... "; "Обращение с природой для меня это... "; "Среди этапов игры-путешествия мне особенно понравился... «; »Во время игры я приобрел... "; "Игра заставила меня задуматься о... «; »По отношению человека к природе можно судить о... " и т. д. Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 23 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ, УСТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Создание благоприятной, конструктивной атмосферы в отношениях участников педагогического процесса, установление между ними взаимопонимания важные условия оптимального развития учащихся в педагогическом процессе. Процессуальной основой любого занятия является «коммуникативная атака», организуемая педагогом для оперативного включения учащихся (учителей, студентов, слушателей) в совместную деятельность, во взаимодействие. Необходима реализация разнообразных технологий, помогающих созданию атмосферы взаимопонимания в группе. Предлагаем читателю описание некоторых из них. Технология «Цветные фигуры» Вам потребуются разнообразные вырезки из цветной бумаги (геометрические фигуры, кораблик, снежинка, елочка, зонтик, бабочка, цветок и т. д.), которые необходимо заранее изготовить. Каждая фигура должна быть представлена в 23 экземплярах разного цвета. Реализация технологии начинается с объяснения педагогом (игротехником) правил ее проведения. Педагог раскладывает все цветные фигуры на столе или на полу по центру круга, в котором расположились участники. Каждому из них предлагается выбрать и взять в руки одну из фигур, которая по форме и цвету соответствовала бы индивидуальности участника, его сегодняшнему душевному, эмоциональному состоянию. Выбирает одну из фигур и педагог. Через 2–3 мин учитель предлагает каждому из участников объяснить свой выбор: что символизирует для него цвет и форма выбранной фигуры. Начинает обычно педагог, задавая своим рассказом определенный алгоритм объяснения выбора. Впоследствии каждый из участников объясняет свой выбор, демонстрируя всем выбранную фигуру. По окончании педагог подводит определенный итог, подчеркивая индивидуальность каждого участника. Технология «Прогноз погоды» Необходимым атрибутом реализации этой технологии является «технологическая карта»: лист бумаги большого формата, на котором изображена система координат: вертикальная ось t° С эмоционального состояния, душевного настроя; горизонтальная ось участники педагогического взаимодействия. Осуществление технологии начинается с предложения педагога (руководителя технологии) ко всем участникам рассказать о своем эмоциональном, душевном состоянии на данный момент через «прогноз погоды», т. е. сказать о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать собственное внутреннее состояние: «Какому времени года соответствует ваше настроение?»; «Пасмурно или ясно?»; «Ветрено или тихо?»; «Есть ли осадки?»; «Какое время суток?»; «Какая температура?» (при определении темперагуры задается жесткое условие определить температуру в интервале от 0 до 410° С).Каждый участник по цепочке рассказывает о своем душевном, эмоциональном состоянии, последний признак этого состояния (температуру) руководитель технологии по каждому участнику фиксирует маркером на технологической карте. После того как высказались все участники, руководитель технологии (он первым рассказывает о своем состоянии) соединяет все отметки температуры в график Когда график построен, руководитель предлагает участникам проанализировать его, высказать свое отношение к нему. Подводя итог, педагог отмечает, что каждый из участников взаимодействия является индивидуальностью, каждый имеет право на свое эмоциональное состояние, мироощущение; построенный график подтверждает это. Технология «Дюжина вопросов» Для реализации этой технологии необходимо большое свободное пространство аудитории (если классная комната или учебный кабинет, то необходимо будет разместить мебель вдоль стен). Всем участникам педагог (руководитель технологии) предлагает выйти на середину аудитории и задает несколько вопросов, на которые каждый участник отвечает про себя, осуществляя соответствующие передвижения по свободному пространству аудитории. Существует три варианта ответа на вопросы: «да», «нет», «ни да, ни нет». Если участник отвечает на вопрос утвердительно, он должен пройти налево, если дается отрицательный ответ, то нужно пройти направо, если ответ «ни да, ни нет», то участник остается в центре аудитории. Предлагаются следующие варианты вопросов. 1. Хорошее ли у вас настроение?2. Нравится ли вам сегодня погода?3. Лето ваше любимое время года?4. Нравится ли вам ваша внешность?5. Любите ли вы хорошо одеваться?6. Понимаете ли вы серьезную музыку?7. Есть ли у вас настоящие друзья?8. С удовольствием ли вы играете в эту игру?9. Известна ли вам формула счастья?10. Сильный ли вы человек?11. Довольны ли вы своей работой?12. Верите ли вы в удачу? В зависимости от организационной формы педагогического взаимодействия (урок, вечер, семинар, заседание предметного кружка, классный час и т. д.) содержание вопросов может быть тематическим. Как показывает практика, оптимальным количеством вопросов является 12–15. После последнего вопроса и ответа на него участников педагог благодарит всех за участие в игре. Технология «Аллитерация имени» Лучше, если участники взаимодействия сядут в круг. Реализация этой технологии начинается с объяснения педагогом (руководителем технологии) ее названия и правил осуществления. Аллитерация (от лат. ad к, при и lit(t)era буква) при букве, к букве; аллитерация имени дополнительная характеристика к имени участников на ту же букву, с которой начинается имя (например, Сергей серьезный, Оксана обаятельная, Михаил мудрый и т. д.). Каждому участнику предлагается в течение 2–3 мин придумать аллитерацию своего имени. Желательно, чтобы аллитерация отражала индивидуальность, особенность личности участника взаимодействия. После того как придуманы аллитерации имен, педагог, начиная с себя, говорит: «Хочу представиться вам я Сергей серьезный!» и передает эстафету (эстафетным атрибутом может быть ручка, маркер, открытка и т. д.) следующему участнику. Следующий участник сначала представляет предыдущего, называя его аллитерацию имени, а затем представляется сам. Таким образом, последнему из участников необходимо назвать аллитерации имен всех участников взаимодействия и завершить это представление собой. Технология «Имя и жест» Участники садятся в круг, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог объясняет условия игры: каждый представляет предыдущих выступавших и себя, называя их имена и повторяя (демонстрируя) жесты, которыми сопровождались имена. Реализация этой технологии начинается с педагога, который называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом. Следующий участник сначала называет имя педагога и показывает его жест, а затем представляет свои имя и жест. Так продолжается до последнего участника, которому соответственно необходимо назвать имена и продемонстрировать жесты всех участников взаимодействия. Технология «Заверши фразу» Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какую-либо фразу. Например: "Я пришел сюда... "; "А знаете ли вы, что... "; "А еще хочу сказать, что... "; "Если бы я был учителем, то я... " и т. п. Можно предложить какуюлибо фразу, требующую воспроизведения содержания по предмету или индивидуальный смысл ученика о чемлибо. Например: "Охрана природы в моем представлении это... "; "Главным героем этого произведения, на мой взгляд, является... "; "Значение этого события в том, что... " и т. п.Завершает реализацию этой технологии обычно педагог, произнося свое окончание предложенной фразы. Психологический настрой “Все в твоих руках”. (Притча) “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. И продолжается беседа на данную тему. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”) - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?” (Слова должны начинаться с букв данного слова). К | - красота… | О | - органичность… | М | - мама… | Ф | - фантазия… | О | - отдых… | Р | - радость… | Т | - тепло… | Разминка. Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона. – Как можно быстрее ответьте на вопросы: Непременная спутница иголки. Пространство над землёй, в котором много звёзд. Что получится, если дуть на мыльную пену? Лепестки какого цветка отрывают любители погадать? К 5 прибавить 7 получится 11? Что выпускает из себя чайник, когда кипит? Часть письменного стола, которую можно выдвинуть. Её надел вместо шапки, человек рассеянный с улицы Бассейной. Часть суши, со всех сторон окружённая водой. Кто утверждал, что его не учили копать картошку? Произведение 8 и 2 равно … Бобик, Рекс, Аристофан, Чайник, Стремительный – что это? Переживать или пережевать? – Объясните лексическое значение слов, подберите однокоренные слова. Переживать – испытывать в жизни что-то, сильные чувства. Жизнь, поживать, пожилой, жить, дожил. Пережевать – растирать зубами и движениями языка во рту. Жевать, разжёвывать, жующий, пожевать, жвачка. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ЛОТО ДОМИНО НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор. ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО Предлагается карточка с изображением 4–5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия. ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п. НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы. СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам. ЛАБИРИНТ Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом. НАЗОВИ ПРЕДМЕТ Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать. СКОЛЬКО ЧЕГО? ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «К», «Т», «С», все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы. ДОРИСУЙ Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовть их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п. ЗАЧЕРКНИ Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты. КОРРЕКТОР Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3–5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс. РАЗВЕДЧИКИ Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ ЧТО ЗВУЧАЛО? Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало. ЧЕТЫРЕ СТИХИИ Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим. ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ КТО ЛЕТАЕТ? Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки. СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым. УХО-НОС Ребенок слушает команду: «Ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений. Развитие психических механизмов. Цель: формирование и усовершенствование памяти, внимания, воображения, наблюдательности. – Найдите отличия между рисунками. – Фотоглаз. Запишите слово в тетрадь. В приведённом слове подчеркните все согласные, а гласные вычеркните. – Запомните ряд чисел. Какое число в этом ряду самое большое? Сколько всего чисел в этом ряду? Назовите третье число; его соседей. – Игра “Муха”. (Муха может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Обратные движения совершать нельзя. Задачей игроков является: не выпустить “муху” за пределы поля. Пальцем фиксировать движение “мухи” нельзя.) Решение частично-поисковых задач. Цель: способствовать развитию детской фантазии, умения мыслить нестандартно. – Раскодируйте. – Что скажете? (Вставив гласные у нас получатся строчки стихотворения) – Кто сможет вспомнить его целиком? Кто его автор? (Тим Собакин или Андрей Иванов “Две коровы и коровка”) На травке у леса густого Паслась луговая корова. А в море водою плеская, Ныряла корова морская. И где-то на дереве ловко Карабкалась божья коровка… Везде успевают коровы! Коровы – они будь здоровы! – Составьте ассоциативную цепочку со словом – корова. /Корова рыжая, как солнце; солнце круглое, как мяч; мяч яркий, как цветок; цветок нежный, как мама…/. – Прочитайте текст. Что скажете? Перед вами письмо. Но одна буква решила уехать в деревню на каникулы и попросила своих подруг заменить её. Отредактируйте текст, верните беглянку на место. Какая буква созорничала?.
– Решите задачу на логическое мышление. В чём смысл этих пар слов? Если вы это поймёте, то назовёте недостающее слово..
– Знаете ли вы “квакающие” слова? Когда меня спросили какой город квакает, я начала припоминать что-нибудь связанное с лягушками или жабами, а оказалось, что это – Москва. Почему? Я предлагаю вам вставить в эти “квакающие” конструкции буквы, чтобы получились разные слова.
Игры на развитие ассоциативности мышления Игра "Что на что похоже « 3–4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: „То, что я загадал похоже на …“ и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой „8“, которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации. »Сюрреалистическая игра « (рисунок в несколько рук) Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка. »Волшебные кляксы " Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. Игра «Словоассоциации» Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется: - с хлебобулочными изделиями. - с созвучными словами: барон, бекон. - с рифмующимися словами: кулон, салон. Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме. Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу. Игры на развитие диалектичности мышления. Игра «Хорошо — Плохо» Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т. е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш. - Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий. - Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уколоться. - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается. Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный — может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал. Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты — хорошо, лекарство — плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1. Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка. - Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью — мешает уснуть. Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно («драка», «дружба», «мама»). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям. Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например: - Есть шоколад хорошо — вкусно, но может заболеть живот; - Живот болит — это хорошо, можно в школу не ходить; - Сидеть дома — плохо, скучно; - Можно пригласить гостей — и т. д. Одним из возможных вариантов игры «Хорошо — плохо» стала, может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету — вкусно и приято, а если много — заболят зубы, придётся их лечить. Желательно, чтобы игра «Хорошо — плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене. Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий — (?) толстый, ленивый — (?) трудолюбивый, острый — (?) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый — тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый — тупой " — это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока). ТРЕНИНГИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ ТРЕНИНГИ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ 1. «Пара ласковых». Группа в кругу. Одному завязывают глаза. Ведущий (или сосед) показывает на кого-то рукой и просит вылить на него всю злость. После потока «высказываний» человеку развязывают глаза. Он видит свою «жертву» и извиняется перед ней. Мол, был несдержан. «Сорвалось». Интересный эффект, когда показывают человеку на его самого. 2. «Рисунок». Hарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить. 3. «Фигура». Сидя в кругу, составляется фигура из всего агрессивного, плохого, что есть в группе. «Hа общее дело» идут клыки, зубы, когти и т. д. по кругу. (Или качества — для более старших). Затем одновременным нажатием «кнопок» на ручках стульев фигура отправляется в космос. Групповые игры, направленных на повышение самооценки ребенка Игра «Похвалилки» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина) Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим. Игра «Подари карточку» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина) Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет — доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством. По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее — дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается. Игра «Скульптура» (известная игра) Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение. Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру: — ребенка, который ничего не боится; — ребенка, который всем доволен; — ребенка, который выполнил сложное задание и т. д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут — сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет. КИНЕЗИОЛОГИЧЕНСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, РЕЛАКСАЦИЯ Релаксация (по Масловой Н. В.) «Почувствуйте приятный источник умиротворения и гармонии. Почувствуйте, как он распространяется по вашему телу, вдоль всего позвоночного столба, словно от середины тела проходят волны релаксации. Источник несет мир, чистоту, ясность, очищает вашу головку. Ваш мозг становится ясным, чистым. Ясность и чистота поселяются в вашем лбу, висках. Морщинки расправляются, лобик становится чистым, гладким. Ваши веки мягкие, повисли, расслабились. Почувствуйте расслабленные глаза. Попробуйте почувствовать благодарность от ваших глаз, они вам благодарны. Почувствуйте, как гармония и релаксация поселяются в вашей шее и прочищают ее. Почувствуйте струю свежего и прохладного воздуха. Попробуйте почувствовать, как волны окутывают ваши плечи, распространяют чувство гармонии. Насладитесь приятными ощущениями. Попробуйте почувствовать режим вашего дыхания, ваши легки свободно дышат. Волны релаксации окутывают ваше сердце, все органы. Источник ласкает бедра, ноги и вытесняет все, что не есть чистота. Бедра, щиколотки становятся легкими. Все выходит через пяточки, пальчики. Почувствуйте, как вам легко, хорошо. Все, что не есть чистота, выходит из вашего тела, из ваших клеточек, из вашей души. А сейчас мысленным взором окиньте себя с головы до пяточек. Представьте, что вы художник. Легким движением руки вы свободно можете подправить в вашем теле все, что посчитаете необходимым. Полюбуйтесь собой, понаслаждайтесь своим состоянием, состоянием здорового духа и тела. Окутайте себя любовью, и пошлите свою любовь окружающему миру.» Растяжки “Снеговик” Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. “Дерево” Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. “Тряпичная кукла и солдат” Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились. “Сорви яблоки” Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину. Дыхательные упражнения “Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. “Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. “Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Телесные упражнения “Перекрестное марширование” Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. “Мельница” Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1–2 минуты. Дыхание произвольное. “Паровозик” Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. “Робот” Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги. “Маршировка” Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. Упражнения на релаксацию “Дирижер” Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка) Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт. “Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Упражнения для развития мелкой моторики “Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. “Кулак – ребро — ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8–10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. “Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6–8 раз. Глазодвигательные упражнения “Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется. “Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком. “Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем. Массаж а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз. б) Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30. в) Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. МЕТОД БЫСТРОГО СНЯТИЯ СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить: Упражнение «Муха» Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Упражнение «Лимон» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Упражнение «Сосулька» («Мороженое») Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Упражнение «Воздушный шар» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Педагогические технологии являются действенным педагогическим средством, а их реализация в педагогическом процессе важнейшим условием оптимального развития субъектности участников этого процесса. Обязательное условие успешного применения педагогических технологий — личный, собственный опыт творческой деятельности по их реализации в процессе педагогического взаимодействия. Причем, только неоднократное повторение одной и той же технологии в различных педагогических ситуациях, рефлексия состоявшегося взаимодействия позволят выявить возможности той или иной технологии в развитии учащихся, конструктивно использовать эти возможности, творчески преобразовывать технологии в соответствии с личностными качествами пользователя. Поэтому я продолжу накопление материала по данной теме, а также искать ответы на вопросы, стоящие передо мной. |